Бадминтон
                        основы 
 

Площадка для бадминтона
Ракетка для бадминтона
Волан для бадминтона
Одежда для бадминтона
Правила и cуть игры
Виды ударов (подач)
Как стоять и держать ракетку
Техника удара
Первый удар (подача)
Удар сверху
Удар "Бэкхэнд"
Удары снизу и сбоку
Игра у сетки
Защита от ударов
Перемещение по площадке
Мастерство игры
Приёмы игры
Характер игры
Парный бадминтон
Приёмы в парной игре
Миксты
Методика тренировок
Физическая подготовка
Традиции в бадминтоне
Бадминтон в России
Любовь к бадминтону
Победные лавры прошлого
Примерные схемы упражнений

 

«Тайна» бэкхэнда


     

Чемпионский удар

Удар закрытой стороной ракетки, особенно сверху, труднее всего усваивается начинающими игроками. И не только начинающими. Даже игроками, имеющими уже некоторой опыт. Да, это нестандартный удар. Но без бэкхэнда — так по международной терминологии бадминтона называют удар закрытой стороной ракетки — далеко в игре не продвинешься. Помнится, в середине 60-х годов выступал на турнирах высокого уровня ленинградец Александр Скачков. Быстрый, напористый. Благодаря своему энтузиазму, темпераменту, он порой справлялся и с более сильным соперником. На одном из чемпионатов страны Скачков встретился с мастером из Львова Владимиром Андроповым. Андропов одержал верх в первой партии. Вел он 14 : 12 и во второй. Но Скачков самоотверженно боролся за каждый мяч. Отвоевав подачу, ленинградец неожиданно воскликнул, обращаясь к самому себе: «Саша, взяться, взяться!» Со стороны это показалось забавным. Но Андропову было не до улыбок. Он ощутил рьяный напор Скачкова. 17 :14 — с таким счетом, можно сказать, вырвал вторую партию этот настоящий боец. Андропов был обескуражен и почти без борьбы (1 : 15) отдал третий сет. Да, Саша Скачков был истинным бойцом. Его даже прочили в чемпионы страны. Но завоевать высший титул ему- так и не удалось. Помешали Скачкову некоторые «слабинки» в технике игры. Слабо он владел и ударом сверху закрытой стороной ракетки.

— Тому, кто не овладел бэкхэндом, — говорит чемпион мира 1977 года датчанин Флемминг Дельфс, — не видать побед высокого ранга. Можно, конечно, в какой-то степени компенсировать этот недостаток высокой подвижностью. Забегать и бить слева-снизу, но это все же, как говорится, типичное не то. Ведь по-настоящему атаковать можно лишь в том случае, когда волан находится выше уровня сетки, а бить снизу — это, скорее, защитный вариант. Бэкхэнд — сверху, особенно смеш и высоко-далекий — удары сугубо кистевые. Для их исполнения нужно обладать сильной, гибкой и подвижной кистью. Поэтому среди бадминтонисток, даже экстра-класса не часто встретишь умеющих проводить отличный бэкхэнд. Я, пожалуй, выделил бы англичанку Джилиан Гилкс, бадминтонистку рослую, гибкую, отменно владеющую ударом закрытой стороной ракетки. А вот моя соотечественница Лене Кеппен, несмотря на свои громкие титулы, так и не научилась надежно и остро играть сверху-слева.

Кстати, сам Флемминг Дельфс считается одним из лучших исполнителей этого удара, особенно смеша. «Дельфс родился счастливчиком, — говорит о нем чемпион Англии Рэй Стивене. — У нас, англичан, есть пословица: чтобы родиться счастливым, надо родиться с серебряной ложкой во рту. А вот у Дельфса феноменально сильная, я бы сказал, железная кисть. Видимо, от природы. И, конечно от каждодневных тренировок».

Бэкхэнд сверху, можно сказать, коронный номер европейских игроков, особенно датчан. Так, Эрланд Копе, семикратный победитель Уимблдонского турнира, был опаснее для своих соперников, когда играл слева-сверху, нежели справа-сверху. Под стать ему сильнейший игрок мира 1982 года датчанин Фрост Хансен, его соотечественник, чемпион Европы 1982 года Питер Ниерхоф.

           

Наши бадминтонисты за последние годы также преуспели в овладении этим важным приемом. Особенно горьковчанин Виталий Шмаков. Свободно выхлестывают волан через всю площадку закрытой стороной ракетки Вячеслав Щукин, Анатолий Скрипко, Сергей Корсунский, Виктор Самарин, Леонид Пайкин, Вардитер Погосян, Алла Продан.

Закрытой стороной ракетки, как и открытой, можно выполнить сверху смеш, высоко-далекий, атакующий высоко-далекий, укороченный (быстрый и медленный) удары.

Смеш чаще применяют с середины площадки. Когда вы начнете учиться смешу слева, у вас неизбежно возникнут сомнения и разочарования, Ведь на первых порах этот удар получается несильным. Невольно мелькнет мысль: «Надо ли его применять?» Но стоит поупражняться, научиться быстро работать кистью, и вы поймете, какой это могучий удар.

Основную роль при бэкхэнде играет движение кисти. Но не только это.

«Правая рука догоняет левое плечо»

Волан при таком ударе отбивается, как правило, сверху, с левой стороны туловища. Замах начинается: одновременно с поворотом туловища и разворотом плеч в левую сторону по направлению предполагаемой точки удара. Начало, продолжение и конец замаха показаны на рис. 18, кадры 3—7. Рисунок выполнен по кинограмме игры выдающегося малайзийского игрока Панча Гуналана. Ударить можно практически одной кистью — это когда вблизи сетки, но для полноценного удара, как и при ударе открытой стороной ракетки, движения одной кисти недостаточно. Как и при ударе сверху-справа, большое значение имеет поворот туловища и сохранение равновесия. Мы уже вели речь о том, что удар слева выполняется закрытой стороной ракетки. И, конечно же, тут надо твердо придерживаться важнейшего закона бадминтона: бить по волану впереди себя.

Итак, бадминтонист в центре площадки. Соперник направил волан ударом в левый дальний угол. Сложилась такая ситуация, что принять волан можно только у задней линии и только слева. Нужен полноценный замах, иначе волан не добить до задней линии площадки соперника. Давайте вновь вернемся к кинограмме Вот игрок начинает замах. Естественно, рука с ракеткой уходит назад. Как говорят английские бадминтонисты, «правая рука догоняет левое плечо» (кадры 3—5). Конечно, если не повернуть туловище влево и не сделать шаг левой ногой, то правая рука быстро догонит левое плечо. Но в этом случае потеряется равновесие и не получится хорошего замаха! Поэтому — шаг левой ногой (3). Довольно широкий шаг! Ведь бадминтонист находится в центре площадки. Одновременно происходит разворот плеч влево и перенос центра тяжести на левую ногу. Но это еще не все. Поворот туловища продолжается, и замах закончится лишь тогда, когда игрок окажется почти спиной к сетке. Да, да, спиной, как это делает один из сильнейших игроков Европы англичанин Ник Пете на фото 17. Не удивляйтесь, это в данной ситуации вполне естественно! Ведь волан не ушел из поля зрения спортсмена. А это в момент удара — самое главное. Но что не менее любопытно — по волану бадминтонист ударит впереди себя. Скажете, парадокс? Ведь мы привыкли под словом «впереди» подразумевать то, что находится ближе к сетке. Но парадокс этот вполне логичен. В момент удара игрок находился почти спиной к сетке. Это необходимо для замаха. Зато волан оказывается перед глазами.

Все детали, о которых было сказано, весьма существенны для овладения бэкхэндом сверху. Может быть, все это поначалу покажется неудобным. Ведь порой так горячо желание поскорее убежать к задней линии «стукнуть» впереди. Но, увы, смеш слева тогда не получится, так как волан уже опустится вниз. Плоско высоко к задней линии волан отбить можно. Но это уже мало будет напоминать грозную атаку смешем. Откуда бы вы ни атаковали — сверху справа или сверху-слева, важно, чтобы получился полноценный смеш. Кроме того, убегая далеко назад, и ослабите свою позицию. Больше того оголите всю площадку. Пока вы будете держать курс к задней линии соперник успеет спокойно занять место в центре площадки. Конечно, быстро двигаясь, можно и не потеряв инициативы и в этом случае, но лучше всего не отходить далеко от центра, отразить волан в высокой точке, не теряя равновесия. Именно так выполняют удар сверху-слева мастера бадминтона.

Чтоб не закружилась голова

Отведение прямой руки при замахе нецелесообразно. Только сгибая руку в локте, вы как бы накапливаете энергию, а разгибая, — реализуете эту энергию в ударе.

Обратите внимание на конечную фазу замаха (см. рис. 18, кадр 5). Как видите, тут тоже образуется петля, о которой уже шла речь в предыдущих главах. Но это уже не ярко выраженное петлеобразное движение, какое бывает при ударе сверху открытой стороной ракетки. При бэкхэнде в этом своеобразном движении в основном участвует кисть и отчасти предплечье. Кисть не просто опускается вниз и поворачивается вверх. Здесь все несколько по-иному. Дело в том, что при бэкхэнде нагрузка на кисть возрастает. Она совершает движение, подобное «восьмерке» (помните, когда речь шла о развитии кисти, мы рекомендовали упражнение под таким названием). Завершение поворота кисти, тот самый щелчок, о котором уже неоднократно шла речь, произойдет в момент выпрямления руки (см. рис. 18, кадр в). Правда, не всегда удается выпрямить руку так, чтобы принять волан в самой высокой точке, но стремиться к этому надо.

Снова сосредоточьте внимание на том же кадре 6. Здесь запечатлен непосредственно удар. Вы, наверное, уже заметили, что бэкхэнд выполняется с последующим переносом центра тяжести на правую ногу. Если в этой ситуации достаточен лишь один шаг левой ногой, то перенос центра тяжести на правую ногу сразу возвращает бадминтониста в исходное положение. Если же волан залетел дальше к задней линии, то придется, кроме шага левой, сделать еще шаг правой ногой (по направлению к точке удара), чтобы не потерять равновесия. И это естественно. Ведь спортсмен стремится как можно выше достать волан и затем, приземляясь, опирается на правую ногу (кадр 7). Это «вытягивание» вверх к волану — признак отточенной техники.

— Когда чувствуешь, что волан залетает за тебя, — говорит мастер бэкхэнда сверху швед Стюре Юнссон, — приходится даже слегка отрываться от пола, чтобы ударить по волану как можно в более высокой точке. Здесь особенно важен мгновенный, жесткий поворот кисти.

Именно так играют такие ведущие наши бадминтонисты, как Виктор Самарин, Виталий Шмаков, Сергей Петров, Николай Калинский, Анатолий Скрипко. Но, к сожалению, некоторые игроки вместо того, чтобы «вырываться» вверх, наоборот, подседают под волан. Да и «крутят» не кистью, а всей рукой. В результате смазывается кистевое движение, смеш теряет свою остроту и резкость. И, что не менее обидно, нарушается равновесие.

Удар заканчивается вместе с окончательным поворотом кисти. Именно кисть как бы показывает, куда направлен волан. Наваливаться, как при ударе сверху-справа, вкладывать свой вес при бэкхэнде бессмысленно. Ведь не будешь же падать на спину! Делать «проводку» рукой тоже нецелесообразно — нарушишь равновесие. Поэтому в момент удара, перенося центр тяжести на правую ногу, надо приостановить движение руки, а также дальнейший разворот плеч к волану (кадр 7). Это очень важно* Все усилия сосредоточить в кистевом движении. Поворот кисти вокруг неподвижного запястья должен быть быстрым, жестким, резким.

Да, кисть при бэкхэнде, можно сказать, основа удара. В ходе подготовки не удается накопить такую же энергию, как при смеше справа. Но как добиться, чтобы волан устремился с достаточной скоростью? Вся надежда на усиленный скоростной поворот кисти. Что называется, до отказа.

Запомните! Чем больше вы упражняете кисть, тем она становится сильнее и гибче, а значит, и больше возможностей для правильного выполнения бэкхэнда.

Одним из наиболее техничных игроков в Азии считался таиландский мастер Бендид Джайен. Клерк из

Бангкока отлично владел искусством обманных движений. Он прекрасно действовал кистью. Джайен выступал у нас в стране в 1979 году. Сначала в Новосибирске, а затем в Москве.

Мастер бэкхэнда сверху, Бендид обратил внимание на некоторые технические недостатки наших игроков.

— Одна из основных заповедей бадминтона, — сказал таиландский спортсмен, — не терять во время игры из виду волан. Если техника достаточно совершенна, то и волан всегда на виду. Ваши игроки иногда теряют волан из виду. Происходит это чаще всего, когда спортсмен, выходя к сетке, чересчур низко наклоняет голову вниз или когда после выполнения бэкхэнда сверху крутится в сторону, противоположную направлению удара, то есть вокруг себя. Особенно не стоит часто кружиться. Такой «танец» ни к чему хорошему не приведет. Не только потеряешь волан из виду, но и самое главное — инициативу.

Скорострельность и скрытность

Чтобы лучше освоить бэкхэнд, давайте еще раз посмотрим на рис. 18 и подведем некоторые итоги. Вот что самое главное в механизме бэкхэнда.

1. Бадминтонист в ожидании волана. Уже видит, куда направлен удар соперника и начинает подготовку к бэкхэнду. 2. Чтобы подтянуть левую ногу, сгибается правая. Левая нога подтянута к правой. 3. Теперь поворот влево-назад движением левой ноги назад-влево. Одновременно — разворот плеч влево. 4. Упор на левую ногу. Завершение разворота плеч и отведение руки с ракеткой. Левая рука для координации движений отводится почти параллельно правой. Рука с ракеткой согнута в локте. 5. Кисть отведена влево. При движении руки с ракеткой к волану локоть опережает кисть вплоть до выпрямления руки. 6. Момент удара. Рука выпрямлена, произошел поворот кисти при ударе. 7. Удар выполнен. Кисть расположена почти под прямым углом к предплечью, повернута до отказа Центр тяжести перенесен на правую ногу. 8. Рука с ракеткой опускается вниз. Взгляд сопровождает волан, ни в коем случае не отворачивается от него, как это, к сожалению, делают некоторые игроки. 9. Поворот лицом к сетке на левой ноге. Ракетка вновь приподнята. Спортсмен возвращается в исходную позицию.

На кадрах 1—3 и 8—9 видно, что спортсмен расслаблен. Напряжение характерно лишь для самого момента удара (кадры 4—7). Это весьма существенно и для достижения хлесткости удара» и чтобы меньше утомляться во время игры.

Вспоминается недавний эпизод. Судьбу финала командного чемпионата Страны 1982 года, проходившего в Днепропетровске, во многом решала встреча первых ракеток среди мужчин. Чемпион РСФСР Виталий Шмаков играл против чемпиона Белоруссии и СССР Анатолия Скрипко. Инициативой завладел Шмаков. Острые, кинжальные удары у сетки, молниеносные контратаки с задней линии. Скрипко пытался вести игру в привычном для себя неторопливом темпе. Для этого посылал высоко-далекие удары преимущественно в левый дальний угол площадки соперника. Но сколько ни старался минчанин загнать своего соперника в угол, ничего не получалось. Быстрым, хлестким движением кисти Шмаков через всю площадку возвращал волан по диагонали вновь в левый угол поля соперника. Партия — за волжанином.

Во втором сете игра, казалось, выровнялась. Скрипко привык к острым ответам соперника и снова стремился как можно дольше держать волан в игре. Минчанин явно рассчитывал, что напористый и горячий Шмаков наконец-то ошибется. Во второй партии, как говорится под занавес, горьковчанин стал умело использовать кистевые удары. Что ни удар слева-сверху, то разящий смеш. Особенно удавался Виталию диагональный бэкхэнд сверху. Скрипко разгадывал, куда полетит волан. Но в лучшем случае ему удавалось принять его защитным ударом. Смеш слева у Шмакова был крутой, резкий и быстрый. Казалось, будто играет одна кисть. Виталий успевал все подготовительные движения — поворот туловища, выпрямление руки, шаг к волану и, главное, щелчок кистью — делать с завидной быстротой. Именно такая скоростная манера выполнения бэкхэнда сверху принесла ему заслуженный успех. Горьковчанин добыл своей команде главное очко. Россияне впервые стали чемпионами страны.

Вот каково значение быстроты выполнения удара. Некоторые думают, что скорострельность нужна больше всего при проведении смеша. Однако такая же динамичность и такая же быстрота необходимы при укороченном и высоко-далеком ударах сверхуслева. При направлении удара на заднюю линию по высокой траектории важно, чтобы все усилия, скорость выполнения удара и моментальная работа кисти оставались такими же, как и при смеше. Меняется лишь направление поворота кисти, то есть угол вылета волана после удара ракеткой. Усилия направлены таким образом, чтобы их максимальное нарастание совпадало с разгибанием кисти вверх. ,А вот при смеше наибольшие усилия будут, когда поворачиваешь кисть до отказа. Когда же проводишь укороченный удар, поворот кисти такой же, вниз до предела, но с меньшей быстротой, чем при смеше.

Запомните! Направление и сила удара неразрывно связаны с быстротой поворота кисти. Все подготовительные движения вплоть до завершающей фазы удара — поворота кисти во всех случаях должны выполняться однотипно и с одной скоростью.

Теперь о так называемом скрытом бэкхэнде. Это, можно сказать, эталон бэкхэнда. Тут нужна техника высшего класса. Добиться при бэкхэнде такой же скрытности, как и при ударе сверху-справа, довольно сложно. Ведь удар сверху-слева от начала до конца значительно меньше проходит по времени. Но все же эффект скрытности — не просто мечта. Как правило, после серии высоко-далеких ударов неожиданный укороченный сразу ставит соперника в тупик.

В последние годы бадминтон обогатился новым приемом — скрытым ударом сверху-слева с подрезкой. Такая атака зачастую вызывает замешательство, сбивает, что называется, соперника с позиции.

Вот как выполняет этот прием первая ракетка мира 1982 года Фрост Хансен. После серии высоко-далеких ударов слева Хансен неожиданно, в последний момент, изменяет направление удара, посылая волан срезкой вниз. Волан проходит поперек струнной поверхности ракетки, справа налево, по часовой стрелке. Причем удар приходится не только на головку волана, но и на его оперение. Объект срезки, как правило,— правый для соперника угол площадки у сетки Такой удар не сразу удается распознать, так как движение молниеносно и скрытно. Это один из коронных номеров Хансена, позволяющий менять темп игры.

Из наших бадминтонистов в совершенстве владеет этим приемом горьковчанин Виталий Шмаков.

Теперь взгляните на рис. 19, на котором показаны следы ног в ходе перемещения к задней линии для удара слева. Вы — в середине площадки (положение ПП). Двигаясь влево-назад, сделайте сначала шаг назад левой ногой в положение П1

Правая нога остается на месте. Из положения ПП выпад правой ногой к задней линии ПП2. Положение ног при ударе — П2П3. Центр тяжести после удара переносится на правую ногу. Как правило, из центра к задней линии (для удара сверху-слева) больше чем два шага не делают.

Обратный путь в центр — по проторенной дороге. По тем же «следам», которые оставлены после движения к задней линии. Правую и левую ноги поставьте в положение П. Без лишних дополнительных шажков поворотом туловища по направлению удара. Благодаря этому вы не потеряете ориентировку на площадке, сохраните устойчивость и быстро вернетесь в исходную позицию. Сама постановка ног заставит вас вернуться в центр по кратчайшему пути.

С чего начинать освоение бэкхэнда? Вначале попробуйте имитировать механизм этого удара, вернее его составные детали, без волана. Снова воспользуемся тренировкой у стенки (мы уже знакомили вас с этим простым, но весьма эффективным методом). Станьте, чуть-чуть расставив ноги, спиной к стенке. Затем замах рукой с ракеткой так, как было рассказано. Помните, как двигается кисть (петля, восьмерка), и не забудьте о главном направляющем — большом пальце. Воскресите в памяти, каково должно быть его положение на ракетке при ударах закрытой стороной. Выпрямите руку над головой и приложите головку ракетки к стенке плашмя. Все это делайте не спеша, спокойно, непринужденно. Зафиксировав положение руки, кисти, посмотрите, все ли вы сделали правильно. Конечно, положение ног при ударе, подход к волану, тренируясь у стенки, скорректировать нельзя. Но это упражнение поможет вам ощутить точку удара и движение кисти, что чрезвычайно важно. Когда вы почувствуете, что свободно выполняете все движения у стенки, переходите на площадку.

Разучим этот удар по методу известного датского тренера Ива Хансена. Станьте в исходную позицию. Возьмите ракетку хваткой, удобной для выполнения ударов закрытой стороной. Сделайте шаг левой ногой влево и перенесите вес на левую ногу. Поворачивайте туловище влево до тех пор, пока не окажетесь почти спиной к сетке. Рука с ракеткой согнута почти под прямым углом, локоть приподнят вверх и направлен в предполагаемую точку удара. Эта точка удара всегда должна быть выше правого плеча. Ударив вверху, вновь перенесите опору на правую ногу, как это выполняет чемпион ЧССР Михал Малы на фото 18.

Освоив эти советы, станьте у сетки и попытайтесь несильным кистевым ударом забить волан на противоположное поле. Научившись выполнять смеш сверху-слева у самой сетки, отойдите на метр назад. И постепенно двигайтесь так до задней линии. Выполняя удары на разных дистанциях от сетки, соблюдайте следующие условия. Не отводите при замахе выпрямленную руку. Не сопровождайте долго волан рукой с ракеткой. Держите ракетку в руке жестко, чтобы «срабатывала»- кисть.

Метод обучения с нарастающей силой удара весьма результативен и прост. Но вам не обойтись без терпения. Ведь постижение удара в каждой зоне действия, от сетки до задней линии, требует усердия. Нужно бить по волану сотни, даже тысячи раз, пока не научитесь выполнять удар свободно и непринужденно. Но уверены, того, кто хочет стать настоящим бадминтонистом, такой кропотливый труд не отпугнет, а, наоборот, увлечет. Вы испытаете глубокое чувство удовлетворения, когда овладеете этим эффективным и изумительным по красоте ударом. И, главное, ощутите его эффективность.











Всё о   бадминтоне