Бадминтон
                        основы 
 

Площадка для бадминтона
Ракетка для бадминтона
Волан для бадминтона
Одежда для бадминтона
Правила и cуть игры
Виды ударов (подач)
Как стоять и держать ракетку
Техника удара
Первый удар (подача)
Удар сверху
Удар "Бэкхэнд"
Удары снизу и сбоку
Игра у сетки
Защита от ударов
Перемещение по площадке
Мастерство игры
Приёмы игры
Характер игры
Парный бадминтон
Приёмы в парной игре
Миксты
Методика тренировок
Физическая подготовка
Традиции в бадминтоне
Бадминтон в России
Любовь к бадминтону
Победные лавры прошлого
Примерные схемы упражнений

 

Приёмы в парной игре. Звучание дуэта


     


«Не пошла подача — не пойдет игра».

Но бывает подчас не клеится из привычного места ни короткая, ни прострельная подачи. Соперники, как говорят, в ударе — короткую подачу буквально останавливают на полпути атакой стрелой, а прострельную отражают хлестким смешем, успевая уйти назад. Как поступить в таком случае? Можно, например, изменить место подачи. Отойти вбок, в так называемый парный коридор. Такой своего рода «ход конем» открывает большой простор для обстрела площадки соперников.

Скажем, вы подаете из правого бокового коридора (см. позицию «К» на рис. 39). Противник, естественно, ждет плоскую подачу под левую руку. Вроде бы самое выгодное начало для подающей пары. Но не торопитесь с подачей. Вначале обратите внимание на положение ног принимающего. Если он находится близко к центральной линии, направьте короткую подачу по диагонали (2). Если же удален от центральной линии — короткую подачу по центру (1). Едва ли тогда сопернику удастся ответить атакой стрелой.

Направляя подачу из бокового коридора, будьте начеку. Ведь расстояние между вами и партнером увеличивается, и этим немедленно могут воспользоваться соперники.

В финале чемпионата мира 1980 года в Джакарте в женском парном разряде против индонезиек Веравати и Вигуно играли англичанки Нора Перри и Джейн Вебстер. Первая партия прошла с преимуществом индонезиек. Но во второй Перри принимает неожиданное решение. Уходит при подаче в парный боковой коридор и оттуда обстреливает углы поля подачи соперниц. Примеру Перри следует Вебстер. Индонезийские спортсменки никак не могут приспособиться и теряют нить игры. Ошибка за ошибкой. Проигрыш. Воодушевленные победой, Перри и Вебстер выигрывают и третью партию. Титул чемпионок мира у английского дуэта.

Помните! Если подача выполняется из парного коридора, задача партнера подающего усложняется. Он вынужден защищать не только заднюю линию, но и подстраховать своего товарища, если тот не успеет вовремя отразить волан в левом ближнем углу площадки. Направляя в отдельных ситуациях подачу с такой нестандартной позиции, будьте осмотрительны. Приготовьтесь к дальнейшим действиям.

Подача в парной игре выполняет ся не только открытой стороной ракетки, но и закрытой. Причем в последние годы бэкхэнду в подаче даже стали отдавать предпочтение особенно при использовании крученой подачи. Как мы уже сказали, на крученую подачу недавно наложено вето. Но тем не менее подачей закрытой стороной, конечно без подрезок и подкруток волана, можно с успехом пользоваться, что и делают советские и зарубежные бадминтонисты.

Например, весьма эффективно применяет бэкхэнд в подаче дуэт московских бадминтонисток Ольга Ковалева и Ирина Мельникова. Им удается послать волан по низкой траектории, что почти исключает ответную атаку стрелой. Осваивая подачу бэкхэндом, обратите внимание на положение большого пальца, который при ударе «давит» на рукоятку, контролируя движение ракетки.

           

Едва ли целесообразно без надлежащей подготовки применять подачу закрытой стороной. Надо на учебных занятиях до тонкости изучить ее механизм, а затем уж, ощутив полную уверенность, пускать в ход на соревнованиях.

Например, индонезийские игроки» охотно применяющие подачу бэкхэндом, приучаются к ней с детства. Поэтому и не боятся посылать подачу закрытой стороной ракетки в самых трудных ситуациях.

Может с первого взгляда показаться, что в способе такой подачи заложен элемент скрытности, то есть возможность в момент удара как бы спрятать волан за руку. Но это запрещено правилами. Игрок, принимающий подачи, должен видеть волан в момент удара. Так что, направляя подачу бэкхэндом, строго придерживайтесь кодекса бадминтона.

рис. 40

Взгляните на рис. 40. Стрелками показаны действия игроков после короткой подачи. Обратите внимание: все стрелки от подающего игрока A1 или K1 направлены после подачи вперед, по ее ходу. Спортсмен, направивший короткую подачу, выходит к сетке. Но соблюдая некоторую осмотрительность. Подающий должен контролировать зону от сетки до передней линии. Поэтому быстрый выход возможен, если убедитесь, что сетка стала объектом действий соперника. Любой удар, направленный на вашу заднюю линию или «вполполя». то есть между вами и партнером, надо успеть отразить. И делать это нужно ударяя по волану впереди себя.

Лучшая защита — нападение

Сразу же после короткой подачи займите исходную позицию, которая позволит забить любой волан, направленный на сетку. Эта позиция — непосредственно за передней линией, ближе к сетке, по ходу подачи.

Каковы действия вашего партнера (А2) (см. рис. 40)? Он смещается слегка вперед, чтобы не удаляться от вас. Партнер должен быть готов отразить как можно раньше и выше любой удар, в том числе направленный «вполполя», и атаку стрелой. Если подача идет из позиции К1, то напарник вплоть до ответа соперника стоит на месте: ведь ему оборонять большую часть площадки.

Итак, движение вперед после короткой подачи — начало атакующих действий. Это классический вариант. Но острота игры, ее неожиданные повороты зачастую заставляют искать новые, нестандартные решения.

Финальный матч на Кубок Убер между женскими командами Японии и Индонезии проходил в 1978 году в новозеландском городе Окленде. Японки Такада и Токуда, шансы которых расценивались ниже их соперниц, индонезиек Ивана и Вихорио, неожиданно применили новинку. И тотчас же получили позиционное преимущество. Новинка заключалась в следующем. Если раньше обе спортсменки двигались после подачи вперед к сетке, то теперь они отодвинулись на 50—60 см от передней линии. Вроде бы защитный вариант. Но благодаря умению мгновенно стартовать, японки, завидя волан, стремглав выскакивали к сетке. В прыжке добивали волан или «сметали» его вниз. Особенно резво и энергично действовала бадминтонистка, выдвинутая вперед. Но, если волан пролетал мимо нее, партнерша без промедления входила в игру. Необычная манера игры принесла победу японским спортсменкам в этой парной встрече.

Как действовать после прострельной подачи (рис. 41)? Когда бадминтонист направляет такую подачу, он лелеет надежду, что соперник ее не заметит. Но надежды надеждами, а сам не плошай. Ведь волан идет вверх. Поэтому лучше всего, ожидая ответного атакующего удара, занять защитную позицию «бок о бок». Подающий (А1) отходит на свою половину поля, на то место, откуда он провел подачу. Партнер смещается вперед, занимает позицию в другой половине поля. Когда переходите в защиту, подающему (А|)лучше немного отойти от передней линии. Отойти, но все же оставаясь ближе к сетке, чем партнер (А2). Это позволит игроку А1 выйти на прием укороченного удара, направленного на середину сетки. Есть шансы принять с этой позиции и смеш, идущий по центру.

Теперь о действиях дуэта после плоской подачи. Они немногим отличаются от предыдущих. Стремительность плоской подачи затрудняет сопернику ответить на нее атакующим ударом. Поэтому после подачи далеко назад уходить не стоит. Следует занять позицию в полуметре от передней линии и поднятой высоко ракеткой отразить удар. Вся сетка (как и при короткой подаче) на попечении игрока, направившего подачу. Партнеру, находящемуся позади, надо оборонять всю заднюю линию, и прежде всего от неожиданного высоко-далекого удара. Разумеется, ему так же предстоит отражать сильные удары, направленные непосредственно в его сторону.

Известный шведский бадминтонист Томас Кильстрем — победитель Уимблдона-1976 в парном разряде и выигравший вместе со Стефаном Карлсоном чемпионат Европы в 1982 году — считает, что уверенно и надежно защищаться способен только тот бадминтонист, который по-настоящему чуток к скорости полета волана

—Волан быстро гасит скорость, — говорит Кильстрем. — Даже при сильном ударе. Поэтому в принципе заняв удобную позицию, можно отразить любой смеш. Тем более играя в дуэте, где каждый из игроков обороняет лишь половину площадки. Настоящие мастера не боятся выйти вперед для приема смеша. Особенно когда скорость волана не так уж велика. Надо встретить удар как можно раньше, даже выше уровня сетки, и, не мешкая, переходить в контратаку.

Если смеш направлен с большой силой, лучше отразить волан бэкхэндом, сбоку или впереди, дав волану несколько сбавить скорость. Обороняясь, старайтесь использовать быстрые диагональные удары вполполя и на заднюю линию, а также непосредственно в одного из игроков. Эффективно бить в того из соперников, который пробил смеш. Отражая смеши, направленные вдоль боковых линий площадки, не стойте на месте, а смещайтесь вбок. Причем уходить вправо или влево (в зависимости от того, из какого угла атакует противник) должны оба игрока. Чтобы не образовалась между ними брешь для атаки соперников.

Не пропуская волан

Теперь о действиях на перехватах. Игрок А1 подает короткую подачу: 8 — по центру; 7 — в парный коридор (рис. 42). Соперник попытается атаковать стрелой или обвести. Наиболее вероятные направления удара: «вполполя» или в дальний угол. В результате центральная позиция вашего дуэта может нарушиться. Но этого можно избежать, если игрок А1 после своей подачи проявит максимум усилий для перехвата волана в зоне сетки (Р8 и Р7). Смотрите, что получается. Соперник еще не успел после своего удара снова сосредоточиться, его партнер потянулся за ним, а тут неожиданный перехват волана

На перехват волана обычно выходит передний игрок. Но, если он про пустит удар или его обведут, напарник должен отбить волан как можно раньше и в наиболее высокой точке. Разумеется, для этого надо выйти вперед Вроде бы просто, как в одиночной игре. Но в парной игре такой, казалось бы обычный, ход приобретает гораздо большее значение. Выигрыш даже нескольких сантиметров по высоте и длине полета волана увеличит темп игры. Вы опередите соперников позиционно.

Запомните! Выходить вперед на волан должен не только спортсмен (А1), находящийся впереди, но и его партнер (А2). Действия на перехвате удара должны отличаться мягкостью и точностью. Излишняя резкость при выходе на волан зачастую приводит к ошибкам. Чем быстрее атакует соперник, тем мягче и гибче ваши действия. Чем медленнее ответный удар, тем активнее вы должны выходить на перехват волана.

Главное направление вашего удара при перехвате волана — против хода. Вот вы направили подачу в точку 7. Соперник ответил ударом по линии. Вы преграждаете путь волану у сетки (Р7). По инерции соперник тянется к сетке. Поэтому удар лучше всего нацелить в наиболее уязвимый левый дальний угол (он на рисунке заштрихован) Удар по диагонали в данном случае менее эффективен Ведь он пройдет как бы через второго соперника в центре площадки.

Тот, кто непосредственно не участвует в перехвате, сдвигается вправо (П8 или П7) с таким расчетом, чтобы в случае чего подстраховать партнера. Особенно ценится умение перехватить удары, направленные в левую сторону площадки. Если вы сумели удачно сыграть на перехвате и направить волан вниз, оставайтесь у сетки и не уступайте инициативу.

Удачно действуют на перехватах лучшие наши бадминтонисты, такие, как Константин Вавилов, Николай Калинский, Виталий Шмаков, Алла Продан. Они используют для такой эффективной игры каждый удобный момент. Многому можно научиться у чемпионов Европы 1982 года английского дуэта Джилиан Гилкс и Джилиан Кларк. Более опытная Гилкс (ее отличает незаурядная виртуозность), играя впереди, не пропускает ни одного волана за себя, если он находится в досягаемой зоне. Умение перехватывать волан требует отшлифованных действий И тут мастерски, тончайшим образом должна сработать кисть Темп быстрый. Широкий замах делать некогда. Лучше всего перехватывать волан открытой стороной ракетки — форхэндом, впереди себя. Тогда у вас получится полноценный атакующий удар Посмотрите, как это делает Тоомас Кильстрем, играя в паре с Бентом Фременом (фото 33).

Труднее всего перехваты воланов, направленных «вполполя», то есть между вами и вашим партнером. Ничего у вас не получится, если сразу после подачи будете рваться вперед. Надо чуть выждать и начать действовать, когда определите направление удара соперника.

Запомните! Если вы в передней зоне площадки пропустили волан за себя, то перехватывать его уже нет смысла — точного удара не получится. Лучше оставить волан партнеру. Отразить этот удар не составит для него особого труда.

Во время выступлений в Непале московские игроки обратили внимание на то, как местные бадминтонисты учатся перехватывать волан.

— Четверо игроков, — рассказывает студент МХТИ Олег Окунев,— отрабатывают защиту и нападение в парных играх. Одна пара атакует, другая — защищается. Вроде бы известное упражнение. Но тренер поставил в зону сетки атакующего дуэта 12-летнего паренька, который и должен перехватить ответный удар соперников. В чем смысл? Юный бадминтонист привыкает действовать на высоких скоростях, не бояться сетки, чувствовать себя увереннее в компании взрослых. Ну а для обороняющейся пары задача тоже усложняется: ведь надо обвести впереди стоящего игрока. Ситуация как нельзя близко приближенная к реальным действиям по перехвату волана.

В ответ на подачу

Теперь о том, как, играя в паре, принимать подачу соперников. Тот, кто принимает подачу и готовится к атаке стрелой, стоит у самой передней линии. Полубоком, широко расставив ноги. Ракетка приподнята. Партнер сзади, в своей половине поля, на расстоянии 1—1,5 м от передней линии, лицом к сетке. Ракетка тоже приподнята.

Как видите, позиция дуэта напоминает передне-заднюю расстановку. Но после приема подачи игроки тотчас занимают такую расстановку. Если атакующий удар не получился, бадминтонисты занимают защитную позицию, о которой уже шла речь. Причем игрок, не очень удачно принявший подачу, отходит в свою половину поля.

Отвечать на короткую подачу лучше всего атакой стрелой. На рис. 43 вы видите направления атаки (Аз). Наиболее «чувствительные» точки — 1, 2, 4 (из правого поля), 1, 2, 3 (из левого поля) и 5. Выполняя подачу, соперник все внимание направляет на сетку. Ведь позади партнер, охраняющий тылы. А пространство между партнерами (зоны 1 и 2) защищено слабо. Вот туда-то и надо направить волан. Этим вы как бы убьете двух зайцев: сдвинете дуэт соперников в одну сторону и заставите дальнего из них принять волан ниже уровня сетки. Чем быстрее волан достигнет «по л по ля», тем для вас выгоднее. Для этого опытные бадминтонисты применяют «сметание» волана, с которым вы уже познакомились. Но старайтесь не просто направить туда удар, а сделайте это скрытно, применив отвлекающее движение. Тогда эффект более ощутимый. Например, выходя на атаку стрелой, всем своим видом покажите, что будете бить в зону 2, но в последнее мгновение движением кисти направьте волан в зону 1. Оба соперника сдвигаются в одну сторону и зачастую в такой ситуации остаются, как говорится, без волана.

Атакуя стрелой в соперника (точка 5), надо ударить так, чтобы ему было неудобно защищаться. Цельтесь в правый бок, правое плечо, правую руку Атакуя, остерегайтесь ответного удара по диагонали. Партнер должен быть начеку и подстраховывать вас.

Нередко принимают подачу, направляя волан в точки 3 и 4, чтобы «растянуть» соперников. Пользуясь таким приемом, играйте чаще по линии (справа — в точку 4, слева — в точку 3).

Принимая короткую подачу, не всегда удается атаковать стрелой. Особенно если подача чересчур низкая. В таком случае выгоден удар на сетку и прежде всего подставка у боковой линии. Тот, кто делает подставку, должен перекрыть сетку, второй игрок — подготовиться к атаке сверху. Если соперник после низкой подачи промедлит и задержится на своей позиции, то прямой смысл перевести игру на сетку. Лучший вариант — подставка на середине сетки. Но не забудьте после этого сразу же занять позицию в классической передне-задней расстановке. Причем передний игрок должен как бы нависнуть над сеткой. «Сеточный» удар повернет дуэт соперников: ведь один из них выйдет вперед. Таким образом, противоборствующая вам пара окажется в уязвимой для обороны позиции.

Удерживать атаку

Одно из самых существенных условий приема подачи — скрытность удара. Об этом мы уже говорили, когда речь шла об одиночных играх. Но в парных играх маскировка играет не меньшую роль. Если вы научитесь действовать скрытно, то любой ваш ответный удар будет загвоздкой для соперника. Скажем, соперник догадался, что вы будете контратаковать по линии. Вам следует мгновенно изменить свое решение и сыграть ударом «вполполя».

Мастера парных игр говорят: «Атаку нужно удерживать». Как это понимать? Игрок атакует стрелой, и волан летит вниз. Но вот тот же бадминтонист играет на сетку, и волан снова летит вниз. И тут же атакующий устремляется вперед по направлению своего удара, чтобы не дать соперникам тоже сыграть на сетку. Партнер атакующего подтягивается за ним, обороняя свою половину поля и заднюю линию. Нет сомнения, что такая активная игра «удержит» атаку.

— В любой ситуации,— говорит выдающийся мастер парных игр датчанин Финн Коберро,— старайтесь не упускать инициативу. Не спешите поднимать волан наверх. Используйте малейшую возможность направить его вниз, мимо соперников. Если приходится отражать удар далеко не в идеальной позиции, перехитрите соперников, сделайте все, чтобы увести их в сторону.

Неоднократные чемпионы Европы в парных соревнованиях англичане Рэй Стивене и Майк Треджет в самых, казалось, безнадежных ситуациях находят остроумные решения. Доставая волан у самого пола, Стивене делает вид, что собирается играть по линии, а сам ошеломляет соперника неожиданным переводом волана вдоль сетки. Треджет, отражая труднейший смеш, выходит вперед и успевает дезориентировать соперников труднейшим диагональным плоским ударом.

Для того чтобы ответить на вопрос, как играть против прострельной подачи, давайте вспомним, как располагаются соперники после такого первого удара. Двух мнений быть не может: конечно же, «бок о бок». На рис. 44 дуэт А3 и А4 принимает подачу. Соперник А1 направил неожиданно прострельную подачу по направлению 1. Игрок Аз моментально отскакивает назад (именно отскакивает, ибо времени в обрез) в позицию А6, сужая угол ответных действий соперников.

Куда же лучше направить смеш? Лучше всего по направлению 2 по линии или непосредственно в соперника. Наиболее опасен для пары Аз и А4 ответный диагональный плоский удар по направлению 3. Но в позиции А6 такой удар можно отразить Ведь волан поблизости от этой позиции.

Теперь представьте, игрок А5 пробил смеш не по линии, а по диагонали. Такой ход вполне возможен. Но тогда осложняются действия партнера А4. Ответный удар (его отразит соперник А1 может быть направлен по линии (4). Действия партнера затруднены. (Пунктирными линиями показаны направления перемещений игроков после прострельной подачи).

Только ли смешем можно ответить на прострельную подачу? Если вы убедились, что соперники, как говорится, «стоят стеной», есть смысл несколько замедлить темп игры. Попробуйте провести удар на середину сетки Есть шанс, что соперники, понадеясь друг на друга, пропустят удар. Такое нередко случается. Кроме того, может возникнуть такая ситуация : когда один из соперников выйдет к сетке. Этим самым как бы «повернет» дуэт на 90 градусов. А это весьма неудачно для оборонительных действий.

Тактически выгодно выполнять удар в середину, когда не с руки бить смеш. Скажем, из дальнего угла площадки. Или для передышки — ведь постоянно атаковать не каждому под силу. Такой укороченный удар посередине сетки помогает вывести себя и партнера на более выгодную ударную позицию.

Помните! Удар по середине сетки должен быть максимально быстрым. Иначе соперники могут опередить и добить волан.

Упражняйтесь в проведении этого эффективного удара. Например, так. Один из партнеров играет наверх, скажем, в левый дальний угол парной площадки. Второй игрок направляет волан в середину сетки. После этого первый отбивает наверх по центру, вновь ожидая укороченный удар в середину сетки. Отражая этот удар, он направляет волан наверх, но теперь уже в правый дальний угол. Каждый розыгрыш ведется до ошибки одного из партнеров. Таких серий следует выполнить не менее тридцати, преимущественно открытой стороной ракетки.

Предположим, один из соперников сильнее. Направляйте укороченный удар именно на него. Парадокс? Нет, все вполне логично. Такой задумкой вы заставите более сильного бадминтониста выйти вперед. А менее опытный партнер останется позади. Вот тогда и направьте новый атакующий удар в тыл.

Конечно, не только укороченным ударом можно сбить темп игры. Скрытный и быстрый атакующий высоко-далекий удар тоже делает погоду. Такая атака оттянет одного из соперников назад. Увеличится интервал между ним и его партнером. Вот этой брешью и воспользуйтесь.

Особенно хорош атакующий высоко-далекий удар в игре женских пар.

У бадминтонисток не такой уж сильный смеш. Поэтому чем дальше оттянуть соперницу от сетки, тем перспективнее дальнейшие действия.

В финале женских парных соревнований международного турнира в Будапеште встречались английские бадминтонистки Паула Килвингтон и Джилиан Импсон с чемпионками ГДР Моникой Кассенс и Анжелой Мишаловски. В первой партии, закончившейся в пользу немецких спортсменок, ее исход во многом пред» определил и их целенаправленные острые плоские удары. В начале второй англичанки сумели приноровиться к таким ударам. Игра выравнялась. Но в середине этой партии бадминтонистки ГДР изменили технику — перестали бить смеш изо всех положений. Теперь с прострельной подачи соперниц они посылали волан на заднюю линию высоко-далеким атакующим ударом. Казалось, что немецкие спортсменки упустили инициативу. Но между тем счет рос в их пользу, и в конечном счете они победили.

В чем суть тактической перестройки бадминтонисток ГДР? Заметив, что англичанки устали, но тем не менее упорно защищаются, Моника и Анжела навязали им игру с задней линии. А такая игра требует больших затрат энергии. Будучи лучше физически подготовлены, немки одержали верх.

Чрезмерно увлекаться высоко-далекими ударами не стоит. Во-первых, когда отражаешь прострельную подачу, приходится бить не с задней линии, а на 0,76 м ближе к сетке. А это риск послать волан в аут. Во-вторых, высоко-далекий удар не такой уж атакующий, тем более когда действуешь в паре. Поэтому, если есть возможность, чаще встречайте прострельную подачу смешем.

Самое неприятное при приеме подачи, если сопернику все же удастся вас дезориентировать. Рванувшись вперед, вы убеждаетесь, что волан остался позади. Чего уж досаднее! Но не отчаивайтесь. Игра есть игра. Всякое бывает. Соберитесь, найдите в себе силы и широким мощным шагом вернитесь назад. Приложите все усилия, чтобы отбить волан, даже если он у самого пола. Именно в такие мгновения закаляется воля спортсмена. Если соперник заставил вас своими хитрыми действиями сместиться влево, попытайтесь отбить волан бэкхэндом. В крайнем случае выбейте волан как можно дальше и как можно выше на противоположную сторону. После этого станьте с партнером «бок о бок» для обороны, как это сделали Константин Вавилов (справа на фото 34) и Николай Пешехонов.

Теперь о приеме плоской подачи. Если соперник, чтобы ввести таким способом волан в игру, отходит в сторону, к парному коридору, вы тоже отойдите немного назад. Поднимите вверх ракетку. Если подача окажется достаточно высокой, не раздумывайте и бейте смеш. Если же волан летит низко, немногим выше уровня сетки, аккуратно сыграйте на сетку или быстрым движением кисти направьте волан на заднюю линию по высокой траектории, через голову соперника, выполнившего подачу.

Кто ставит точку?

В атакующих действиях участвуют оба партнера. Иногда говорят, что тот, кто бьет смеш, завершает атаку Но это далеко не так. Точку над « i » ставит обычно партнер бадминтониста, проведшего смеш. Очень много зависит от действий этого игрока у сетки. Если ему не удается добить волан, он должен, по крайней мере, сыграть вниз или хотя бы плоско, чтобы сохранить атакующую позицию.

Как лучше выходить на добивание волана? Опытные мастера действуют так. Один из партнеров пробивает смеш, другой слегка отходит назад и устремляется на добивание мяча из средней зоны, примерно в полуметре от передней линии. Такое, можно сказать, циклическое перемещение игрока без волана продолжается до тех пор, пока атака не будет завершена.

Запомните! Нельзя стать настоящим игроком дуэта, не научившись осмысленно, с пользой перемещаться и без волана

Сколько раз бить смеш?

Чтобы добиться успеха, надо приучить себя атаковать без устали Но на первых порах постоянно бить смеш не стоит. Играйте самыми разнообразными ударами. Не забывайте, в частности, и об укороченных. Но постепенно, по мере роста вашего игрового мастерства, вы захотите чаще пользоваться смешем.

Вот что говорит по этому поводу один из лучших «парных» игроков мира малайзиец Нг Бун Би:

— Если мне 200 раз подбросят волан вверх, я 200 раз ударю смеш. И постараюсь попасть в игрока. Сначала в его плечо, вторым ударом — в колено, третьим — снова в плечо. И так, пока мой партнер меня не поддержит.

Сильнейшие дуэты мира ищут любую возможность послать волан вниз. И, разумеется, чем круче, стремительнее удар, тем сложнее его отразить. Поэтому так ценится способность бадминтониста, играющего в дуэте, наносить удар в прыжке.

15 : 6, 15 : 7 — с таким счетом индонезийцы Чун Чун и и Вахьюди победили в финале чемпионата мира, проходившем в шведском городе Мальме, своих соотечественников Аде Чандра и Кристиана. Мощные смеши в прыжке настолько удавались Чун Чуну, что их соперники только разводили руками.

Большинство сильнейших дуэтов мира упорно бомбардируют одного из соперников. Атакуют, пока тот не капитулирует. Причем какой-то темповой паузы нет и в помине. Но при такой нацеленной атаке точку все же должен поставить партнер игрока, атакующего смешем.

Конечно, бомбардировка, постоянно нацеленная на одного из соперников, не всегда приводит к успеху. Может оказаться, что обороняющийся в ударе Ему все удается. Тогда есть смысл третью-четвертую атаку провести в его напарника, который от неожиданности может оказаться не готовым выдержать такой натиск.

Уже на первых уроках парной игры приучайтесь направлять волан вниз. Допустим, ваш партнер подал короткую подачу и вас атакуют стрелой. Не спешите поднимать волан. Ваш партнер не готов к защите, он находится впереди. Ответьте низким ударом «против хода» на сетку или на сетку в противоположную сторону. Что такое играть «против хода», вы уже знаете. Поэтому в данном случае поступайте так. Если научились быстрому плоскому удару, посылайте волан «вполполя» туда, откуда идет атака. Если же соперник после атаки стрелой остался на передней линии, сыграйте так же, но в другую сторону

Если, стоя «бок о бок», один из вас удачно принял смеш ударом на сетку и соперники не добили этот волан, немедленно вперед к сетке! Кому из партнеров идти вперед? Тому, кто принял на сетку смеш. Если в этой же ситуации вы удачно сыграли после смеша плоским ударом, то, не мешкая, сами идите вперед. Если соперник застал вас врасплох укороченным ударом на сетку, не мудрите. Откиньте волан подальше и займите защитную позицию. Не упускайте из поля зрения действия своего напарника.

Запомните! При приеме смеша старайтесь первым же ответным ударом перейти в контрнаступление. Отбиваясь от соперника, играйте «вполполя» : по линии или по диагонали.

При первой же возможности бейте смеш. Ведь может случиться, что такой возможности не будет. Не опускайте ракетку вниз — этим вы теряете инициативу. Не убегайте во время игры далеко от своего партнера. Если смеш бить неудобно, быстро сыграйте на сетку — это тоже продолжение атакующих действий.

Предположим, вы вели в счете 13 : 12, но соперники догнали вас — 13 : 13. До скольких очков продолжать игру? Многое зависит от того, какая по счету подача у ваших соперников. Если первая, то лучше играть до 18 очков, если вторая, то до 15.

Когда принимаете подачу в конце партии, больше атакуйте стрелой по центру. Меньше шансов ошибиться.

А какая подача выгоднее при «тревожном» счете? Скажем, короткая, с правого поля — в коридор, а с левого — по центру.

Юрий Ермолаев, тонкий знаток парной игры (друзья даже называли его «профессором дуэта»), при равном счете в конце партии поступал так. Подавая короткую подачу в... зону, зная, что соперник без промедления ринется в атаку. Но горячность и опрометчивость — плохие союзники. Неточная подача оказывалась ловушкой. И слишком запальчивый соперник посылал волан в... сетку.

Не подумайте, что мы советуем постоянно подавать волан в зону. Разумеется, надо стремиться играть точно. Но всегда надо искать оригинальные, неожиданные решения, и необычная подача иногда может сослужить вам добрую службу.

Без тактического кругозора игра дуэта обречена на провал. Поэтому давайте повторим основные тактические заповеди.

Проводите как можно чаще смеш открытой стороной ракетки, а защищайтесь в основном бэкхэндом. Бейте смеш прямо в игрока или между игроками по центру. Если нет возможности пробить смеш или провести укороченный удар,— играйте к задней линии. Укороченный удар — тактическое оружие, оно поможет вам сдвинуть одного или обоих соперников вперед или заставить их нерешительно, а то и вовсе слабо вернуть волан. Если волан летит низко и смеш не пробить, встречайте волан как можно раньше, играйте ударом «вполполя» или плоским прямо в игрока. Отбивая волан снизу, направляйте его подальше и поглубже. Учитесь двигаться без волана, наладьте подстраховку друг друга.











Всё о   бадминтоне