Бадминтон
подраздел теннис
Силовая подготовка в теннисе
Факторы влияющие на игру в соревнованиях по теннису
Теннисные мячи
Одежда для тенниса
Площадка для тенниса
Трудности в детском теннисе
Физическая форма теннисиста
Выбор позиции у сетки
Подача в теннисе
Приём подачи
"Свеча" и удар над головой
Укороченный удар
Крученый удар справа с отскока
Выбор тактики игры и расчёт
Тренировка теннисиста
Психоустойчивость теннисиста
Тренировки в жарком климате
Диагональная натяжка струн
Приспособления для теннисных тренировок
Механика ракетки и мяча в теннисе

Факторы, влияющие на игру в соревнованиях по теннису


Календарь всесоюзных соревнований теннисистов сегодня значительно расширился, увеличилось число игроков, равных по уровню спортивного мастерства. Успех их выступлений в соревнованиях во многом зависит от планирования подготовки на основе требований, которые предъявляет процесс соревновательной борьбы. К сожалению, соревновательная деятельность теннисистов пока еще остается малоизученным звеном в системе подготовки спортсменов.

В данной статье мы предприняли попытку подробнее поговорить о сложной структуре теннисной игры и ее влиянии на деятельность спортсмена. Материалом для такого разговора послужил анализ игр сильнейших теннисистов СССР за 1976—1979 гг.

Процесс единоборства теннисистов следует рассматривать прежде всего с точки зрения их готовности к соревнованиям, так как соревнование — это итог всей подготовки. Соревновательную деятельность удобно представить в виде логической последовательности элементов, включающей всю деятельность теннисиста на

Успех в соревнованиях во многом зависит и от возможностей прогнозировать намерения соперника. У ведущих игроков намерения тщательно замаскированы. По особенностям их движений крайне трудно заранее определить, что они конкретно задумали. Более того, многие специально используют приемы обманных движений для введения соперников в заблуждение.

Последней, очень важной тенденцией мирового тенниса является оптимизированность соревновательной деятельности применительно к индивидуальным особенностям спортсмена. Она характеризуется использованием в игре наиболее ярких индивидуальных свойств личности и качеств, относящихся к ее психологической, технической и физической подготовленностям, формированием моделей игры, которые помогают как можно шире раскрыть достоинства личности.

Справедливо утверждение, что большинство выдающихся спортсменов — это, как правило, люди яркой, неповторимой индивидуальности. Высший уровень использования индивидуальности характеризуется тем, что спортсмен как бы ставит ее на службу практической реализа ции в своей игре самых передовых тенденций соревновательной деятельности.

Ведущие теннисисты прошлого и настоящего играли и играют по-разному. И все же «разное» в игре, если иметь в виду теннис высших достижений будущего, далеко не безгранично. Оно, можно предположить, все больше и больше будет подчиняться требованиям гармонии.

Гармония ярких индивидуальных особенностей и передовых тенденций соревновательной деятельности — вот, пожалуй, главная перспектива дальнейшего развития тенниса.

Нашим специалистам важно самым детальнейшим образом систематически изучать опыт ведущих зарубежных теннисистов, глубоко и критически анализировать его. Слепое копирование здесь может принести только вред. Очень важно, чтобы источником научно-теоретических и педагогических выводов, ориентирующих отечественный теннис, служили данные передовой науки, основные методологические положения передовой школы советского спорта. Это должно касаться и дальнейшей разработки такого важного вопроса, как тенденция соревновательной деятельности, формирование передовых отечественных моделей игры.

Теоретические основы отбора в теннисе разработаны. Но известно: теория только тогда хороша, когда она подкрепляется практикой. А в практике отбора в детско-юношеские спортивные школы по теннису в основном преобладает субъективный подход.

Годами накапливаемый опыт и подлинно педагогический талант привели к прекрасным результатам при отборе у таких тренеров, как Н. С. Теплякова и другие. Но опыт работы таких тренеров почти не обобщается и не пропагандируется. Это приводит к тому, что молодой тренер часто повторяет ошибки старших коллег, которые можно было бы учесть и не повторять.

Л. Зак, кандидат технических наук, А. И. Наумко, преподаватель ГЦОЛИФК