Бадминтон
подраздел теннис
Силовая подготовка в теннисе
Факторы влияющие на игру в соревнованиях по теннису
Теннисные мячи
Одежда для тенниса
Площадка для тенниса
Трудности в детском теннисе
Физическая форма теннисиста
Выбор позиции у сетки
Подача в теннисе
Приём подачи
"Свеча" и удар над головой
Укороченный удар
Крученый удар справа с отскока
Выбор тактики игры и расчёт
Тренировка теннисиста
Психоустойчивость теннисиста
Тренировки в жарком климате
Диагональная натяжка струн
Приспособления для теннисных тренировок
Механика ракетки и мяча в теннисе

Трудности в детском теннисе, которые нужно и можно преодолеть


Нам хочется поделиться своим опытом.

Научной бригадой ГЦОЛИФКа под руководством Т. С. Ивановой был проведен начальный отбор в детско-юношескую спортивную школу ЦСКА по теннису. Желающих заниматься теннисом оказалось много. В ходе отбора были просмотрены 50 мальчиков и девочек в возрасте 7—9 лет.

Мероприятия по начальному отбору запланировали провести в два этапа.

Программа первого из них включала тестирование игровой одаренности, обучение основным техническим приемам и оценку физической подготовленности. Для этого широко использовали игровой метод. На первом этапе в течение июня — июля было проведено 35 занятий продолжительностью полтора часа каждое.

Проведение второго этапа планировалось в сентябре. Это связано с отъездом ребят на время летних каникул и подготовкой к новому учебному году. Основной целью этого этапа явилось выявление уровня развития специальных качеств и уточнение индивидуальных характеристик.

И вот первая встреча с ребятами. На нас смотрят 50 любопытных, испуганных глаз. Дети волнуются, боятся быть не принятыми. Но еще больше встревожены родители, которых волнует вопрос: «Увидят ли в их ребенке вторую Ольгу Морозову или Александра Метревели?» Волнение, тревога, возбуждение... Но как возникла такая атмосфера?

Чаще всего «виновники» подобной обстановки — сами родители, желающие, чтобы их ребенок обязательно играл в теннис. Дома начинаются разговоры о предстоящих занятиях, даются наставления. Родители непроизвольно вызывают у ребенка беспокойство, боязнь предстоящей встречи с тренером. Не всегда родители учитывают интерес ребенка к занятиям. На вопрос: «Почему тебе нравится теннис?» — ребенок отвечает, что ему хочется заниматься плаванием, а папа привел его в теннисную секцию, так как сам играет в теннис.

Кроме того, если раньше улица была естественной спортплощадкой, на которой дети пропадали все свободное время, то сейчас занятия иностранным языком, музыкой, телевизор отнимают все это время. Двигательный потенциал ребенка стал гораздо беднее.

Уже на первом занятии бросается в глаза разница в физической подготовленности ребят одного возраста. Если в семье увлекаются спортом, то ребенок, пришедший на тренировку, может выполнить почти все требования тренера. Ну а если в семье спортом никто не увлекается и ребенок не всегда успевает побегать во дворе, естественно, ему труднее раскрепоститься и показать все, на что он способен. Перед тренером встает вопрос:

«Как в процессе начального отбора создать условия для наиболее полного проявления способностей, а не сложившихся навыков и умений, которые больше свидетельствуют об игровом опыте. Как построить занятие, доступное и интересное для всех ребят?»

На помощь приходят подвижные игры, которые мы рекомендуем включать в каждое тренировочное занятие.

Ориентировочный комплекс подвижных игр, рекомендуемых при отборе, приведен в сборнике «Теннис» за 1977 г. в статье Т. С. Ивановой «Отбор в ДЮСШ». Эти подвижные игры моделируют одно или группу специальных качеств теннисиста: быстроту ориентировки и передвижения на площадке, быстроту и рациональность оперативного мышления; точность мышечно-двигательных ощущений, дифферен-цировку мышечных усилий; координацию. «Бегуны», «Разведка», «Точно в цель», «Три квадрата», «Без ракеток», «Рыбалка» и другие игры используются как основной метод оценки игровой одаренности.

В игре ребенок забывает, что на него смотрят родители и тренер, который ставит оценки, — он становится самим собой. Дети играют увлеченно, с большим интересом и полной отдачей.

«Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы...» — писал Антон Семенович Макаренко. Игра ставит ребенка в условия, близкие к будущей соревновательной деятельности, позволяет проявить свои способности.

Проводить игры с большой группой ребят не так сложно, если тренер подготовит все необходимое для ее ведения и записи результатов, четко определит условия и правила ее проведения. Такие игры-тесты лучше проводить с одним или дзумя помощниками, которые фиксируют результаты. Благодаря этому тренер получает возможность наблюдать за ребятами во время игры.

Подвижная игра дает тренеру обширную информацию. Например, игры «Рыбалка» и «Точно в цель» позволяют выявить способность к точному воспроизведению заданного движения, к дифференцированию мышечных усилий, что в дальнейшем очень важно для успешного освоения вариативных технических приемов на площадке. Игры «Разведка» и «Без ракеток» помогают выявить способность принимать оригинальные тактические решения, что выражается в умении правильно действовать в постоянно меняющейся игровой ситуации.

Поведение ребенка в игре предопределяет его поведение на площадке. Один, проигрывая, теряет интерес к игре и становится невнимательным. Другой в аналогичной ситуации мобилизуется и, несмотря на неудачу, всеми силами стремится к победе. Внимательно наблюдая за ребятами, можно сказать, кто смел, кто честен и признает свою ошибку, а кто прячется за спину товарища. Тренер видит, как складывается коллектив, в котором появляются свои лидеры. На занятии важна обстановка взаимопонимания и дружбы.

Любая игра имеет систему оценки, которая дает возможность характеризовать результат участия каждого ребенка в игре.

Параллельно с тестированием в играх велось обучение основным техническим приемам. Это позволяло оценивать успешность обучения и индивидуальные особенности освоения технического навыка. В ходе занятий учитывалась физическая подготовленность ребят; оценивалась она в беге, метании набивного и теннисного мячей, прыжках «кенгуру», отжимании и других упражнениях. На занятиях по общей физической подготовке создавались условия, близкие к соревновательной обстановке. Кто быстрее пробежит, кто выше прыгнет — одним словом, кто первый?

Это помогает ребятам выполнять упражнения лучше, с полной отдачей. И если кто-то устал, то не покажет, что ему трудно, не подведет команду.

Следующим этапом начального отбора было уточнение индивидуальных характеристик и выявление уровня развития специальных качеств в лабораторных условиях. Лабораторное обследование включало оценку сенсомоторных реакций, свойств внимания, дифференцирование мышечных усилий, точности мышечно-двигательных ощущений. При этом использовались миллисекундомер МС-1 с приставкой, корректурные таблицы, модель «Тройка», универсальный динамометр, кинематометр Жуковского. Проведение обследования с помощью перечисленных методик не требует сложной аппаратуры, они просты в объяснении, доступны и интересны для ребят.

Ребята, имеющие лучший результат, входят в состав учебно-тренировочной группы и продолжают занятия в ДЮСШ. Однако отбор на этом не кончается. Уточнение индивидуальных характеристик идет на протяжении всей подготовки спортсмена.

Результаты работы показали, что предлагаемая система начального отбора достаточно эффективна и доступна. Начальный отбор — не кратковременный процесс, поэтому поэтапность его проведения дает возможность более полно раскрыть возможности и индивидуальные особенности занимающихся.

Подобный комплексный подход к оценке способностей, включающий игровое тестирование, лабораторный эксперимент, наблюдение за освоением техники и оценку физической подготовленности, позволяет дать наиболее полную и объективную характеристику каждому ребенку, полнее выявить его потенциальные возможности.

Н. А. Рожкова, аспирантка ГЦОЛИФКа, Т. В. Корнеева, студентка ГЦОЛИФКа