Бадминтон
подраздел теннис
Силовая подготовка в теннисе
Факторы влияющие на игру в соревнованиях по теннису
Теннисные мячи
Одежда для тенниса
Площадка для тенниса
Трудности в детском теннисе
Физическая форма теннисиста
Выбор позиции у сетки
Подача в теннисе
Приём подачи
"Свеча" и удар над головой
Укороченный удар
Крученый удар справа с отскока
Выбор тактики игры и расчёт
Тренировка теннисиста
Психоустойчивость теннисиста
Тренировки в жарком климате
Диагональная натяжка струн
Приспособления для теннисных тренировок
Механика ракетки и мяча в теннисе

Методика тренировки. Учитесь выбирать позицию у теннисной сетки


Современный спорт предъявляет высокие требования к уровню мастерства спортсменов. Поэтому очень важно постоянно совершенствовать методы и средства учебно-тренировочного процесса, направленного на то, чтобы в минимальные сроки подвести юных спортсменов к высокому уровню мастерства.

Практика спорта свидетельствует о существенных пробелах в учебно-тренировочном процессе. Так, в настоящее время назрел вопрос об оптимизации методов тактико-игровой подготовки, или, говоря иными словами, методов формирования тактического (игрового) мышления у представителей таких видов спорта, как футбол, баскетбол, волейбол и другие.

Не менее актуален этот вопрос и в теннисе. В игре нашей теннисной молодежи сейчас бросаются в глаза значительные недостатки в тактической подготовке, хотя многие из них обладают современной техникой и хорошо физически подготовлены.

Опыт тренерской работы позволяет говорить о том, что обучать юных игроков искусству тактики, формировать игровое мышление, развивать творческие способности необходимо с первых шагов в теннисе.

Предлагаемый комплекс упражнений и методических рекомендаций может быть использован в тренировках теннисистов 11—12 лет. Этот комплекс помогает обучать юных теннисистов важному тактическому приему — умению занимать на площадке оптимальную позицию при выходе к сетке, т. е. в игровых ситуациях, столь характерных для современного атакующего стиля игры.

Оптимальность позиции игрока у сетки определяется, в частности, возможностью контролировать всю площадку от обводящих ударов соперника, направляемых обычно вправо или влево от игрока у сетки, ему в ноги или свечой. Такая позиция для юных теннисистов находится в 4—5 м от сетки на биссектрисе угла крайних возможных ответов обводящего игрока. Этот факт и был положен в основу предлагаемого комплекса упражнений.

Упражнение 1 — выход к сетке вдоль боковой линии корта.

Два игрока перебивают мяч через сетку ударами по отскочившему мячу вдоль боковой линии. Один из партнеров, направив мяч, например, ударом справа в мишень размером 80X80 см, находящуюся в углу площадки соперника, выбегает вперед к сетке и занимает позицию в 4—5 м от нее на исходящей из центра мишени линии, соответствующей биссектрисе угла крайних возможных ответов обводящего (нанесенной заранее," например, мелом на площадке), и отражает мяч ударом с лёта (рис. 1: AA1 — направление полета мяча при перекидке; A1A и A1B — направление крайних возможных ответов обводящего игрока; A1B — биссектриса угла крайних возможных ответов обводящего — линия, наносимая на площадку; Г — позиция у сетки). Мишенью может служить белый лист бумаги или чехол от ракетки.

Тренер обращает внимание игроков на правильность занятия позиции у сетки, исправляет технические недостатки.

Упражнение 2 — выход к сетке вдоль средней линии.

Два игрока перебивают мяч через сетку ударами по отскочившему мячу вдоль средней линии корта. Один из партнеров, направив мяч к середине задней линии площадки, выбегает вдоль средней линии к сетке, стараясь занять позицию в 4—5 м от нее для последующего удара с лёта.

Тренер обращает внимание игроков на необходимость выхода к сетке именно вдоль средней линии корта, что позволяет одновременно перекрывать площадку от отводящих

выбор позиции в теннисе

Упражнения — выход к сетке

ударов соперника, направляемых вправо и влево от игрока у сетки. Если обводящий игрок применяет свечу или удар в ноги, тренер обращает внимание на удаленность позиции игрока от сетки и своевременность определения направления того или иного удара соперника. Фиксирует он также внимание игроков на правильности перемещений.

Рекомендации тренера для всех последующих упражнений такие же, как и для упражнений 1 и 2.

Упражнение 3 — выход к сетке по диагонали корта.

Два игрока перебивают мяч через сетку ударами по отскочившему мячу по диагонали корта, например справа направо.

Один из игроков, направив мяч в мишень размером 80x80 см, находящуюся в углу площадки, выбегает к сетке и занимает позицию в 4—5 м от нее на исходящей из центра мишени линии, соответствующей биссектрисе угла крайних возможных ответов обводящего игрока, и отражает ударом с лёта (рис. 2: AA1— направление полета мяча при перекидке; A1B и A1B — направление крайних возможных ответов обводящего игрока; A1T — биссектриса угла крайних возможных ответов обводящего (линия, наносимая на площадку); Д — позиция у сетки).

Упражнение 4 — выход к сетке с подачи по диагонали поля подачи.

Один из игроков выбегает к сетке после подачи, другой выступает в роли принимающего подачу. Подающий направляет мяч по диагонали в мишень размером 80x80 см, находящуюся в углу первого поля подачи, выбегает к сетке и занимает позицию в 4—5 м от нее на исходящей из центра мишени линии, соответствующей биссектрисе угла возможных крайних ответов принимающего подачу, и отражает ударом с лёта (рис. 3: AA1 — направление полета мяча после подачи; A1B и А1В — направления крайних возможных ответов принимающего; А1Д — биссектриса угла крайних возможных ответов принимающего; Г — позиция у сетки).

Мишенью может служить белый лист бумаги или квадрат, нанесенный мелом.

Упражнение 5 — выход к сетке с подачи по средней линии корта.

Один из игроков выбегает к сетке после подачи, другой выступает в роли принимающего подачу. Подающий направляет мяч вдоль средней линии корта в мишень размером 80 X Х80 см в левом от принимающего углу первого поля подачи, выбегает к сетке и занимает позицию в 4—5 м от нее на исходящей из центра мишени линии, соответствующей биссектрисе угла возможных крайних ответов принимающего подачу, и отражает удар с лёта.

Подобные упражнения используют и при подаче во второе поле подачи.

Упражнение 6 —«треугольник» с выходами к сетке и обводкой.

Два игрока обмениваются ударами по отскочившему мячу с задней линии корта. Один из них (рис. 4) — игрок А посылает мячи ударом справа из правого угла площадки (или слева из левого угла) поочередно по диагонали и вдоль боковой линии, а другой (игрок Б) возвращает мячи на сторону партнера под удар справа (или слева), стараясь попасть в мишень размером 80X80 см, периодически выходит на позицию в 4—5 м от сетки на линию, находящуюся на биссектрисе угла БАБь Выбежав к сетке, игрок Б старается отразить обводящий удар игрока А, направленный в любую (по его усмотрению) сторону (АБ и АБ1 — направления полета мяча после удара игроков А и Б; ББ1 — направление перемещения игрока Б при отражении ударов; В — позиция игрока Б при выходе к сетке).

Тренер обращает внимание на своевременность выхода к сетке (после удара, попавшего в мишень или выполненного по мячу, коротко посланному соперником ударом справа или слева по отскочившему мячу), на правильность позиции у сетки и перемещений по площадке, на технические недостатки.

Упражнение 7 — «восьмерка» с выходами к сетке и обводкой.

Два игрока обмениваются ударами по отскочившему мячу с задней линии корта. Один из них выполняет удары только по диагонали (рис. 5 — игрок Б), а другой (игрок А) — только вдоль боковой линии. Один из партнеров (игрок А) периодически выходит к сетке после ударов, попавших в мишень в углу корта, другой выступает в роли обводящего, посылая мячи при обводке по любому направлению.

Выходя к сетке, игрок А занимает позицию, заранее отмеченную (В или B1) и находящуюся в 4—5 м от сетки на биссектрисе угла крайних возможных ответов игрока Б (АБ и А1Б1 — направления полета мяча после удара игрока А; БА1 и Б1А — направления полета мяча после удара игрока Б; AA1 — направление передвижения игрока А на задней линии; ББ1 — направление передвижения игрока Б; В и В1 — позиции у сетки).

Упражнение 8 — сочетание изменений направлений полета мяча с выходом к сетке.

Два игрока обмениваются ударами по отскочившему мячу с задней линии корта, направляя его в обусловленном сочетании по диагонали и вдоль боковой линии. Один из партнеров посылает первый мяч по диагонали, второй также по диагонали, а третий — вдоль боковой линии корта (сочетание 2 : 1). Его партнер посылает мячи только в один угол корта, периодически выходит к сетке на заранее намеченную позицию, находящуюся на биссектрисе угла крайних возможных ответов, и отражает мячи ударом с лёта (если мяч не выходит из игры, то упражнение продолжается) .

Упражнение 9 — выход к сетке с подачи в течение двух, трех и более геймов.

Упражнение выполняют по тем же правилам, что и упражнения 4 и 5, но игрок выполняет подачу с выходом к сетке в течение двух, трех и более геймов подряд в игре со счетом. Это упражнение позволяет также воспитывать выносливость и внимание при выходе к сетке.

Необходимо отметить, что эффективность ударов с лёта зависит от многих факторов: степени владения данным техническим приемом, качества и вида подготовительного удара при выходе к сетке, обводящего удара соперника и т. п.

Если тренер предъявляет к юному теннисисту большие требования,-это не дает положительного эффекта. Если же сосредоточить внимание учащихся при выполнении данных упражнений в первую очередь на правильности занятия позиции у сетки, то результат не замедлит сказаться. По мере же совершенствования техники ударов и развития физических качеств перед учениками можно ставить все новые, более сложные задачи в процессе выполнения данных упражнений..

В. Н. Полтев, мастер спорта СССР