Бадминтон
Площадка для бадминтона
Ракетка для бадминтона
Волан для бадминтона
Одежда для бадминтона
Правила и cуть игры
Виды ударов (подач)
Как стоять и держать ракетку
Техника удара
Первый удар (подача)
Удар сверху
Удар "Бэкхэнд"
Удары снизу и сбоку
Игра у сетки
Защита от ударов
Перемещение по площадке
Мастерство игры
Приёмы игры
Характер игры
Парный бадминтон
Приёмы в парной игре
Миксты
Методика тренировок
Физическая подготовка
Традиции в бадминтоне
Бадминтон в России
Любовь к бадминтону
Победные лавры прошлого
Примерные схемы упражнений

Счет и характер игры


На ход вперед

Чему отдать предпочтение: заранее наигранным ходам или импровизации? Арсенал бадминтона весьма богат и разнообразен. На каждый удар есть наиболее выгодный контрудар. Но, согласитесь, это было бы скучно, если бы соперники, как заведенные роботы, действовали по готовым схемам, какими бы рациональными они ни были. Да и настоящей игры бы не получилось, ибо каждый уже примерно знал, как сыграет соперник. В бадминтоне особенно ценятся неожиданные действия. Именно такая творческая, смелая импровизация ставит в тупик соперника и приносит победу. Конечно, надо старательно изучать различные схемы, пробовать их на тренировках. Но непосредственно в игре больше импровизировать, находить интересные решения.

— Бадминтонисту завтрашнего дня, — говорит Руди Хартоно, — не обойтись без незаурядной скорости и умения постоянно вводить соперника в заблуждение. Скорость — это, во-первых, скорость передвижения, а во-вторых, быстрота выполнения удара. Но, подчеркиваю, играть быстро отнюдь не значит отбивать волан куда угодно. Надо использовать финты, и при этом не забывать, что отвлекающие действия, лишенные скорости бесперспективны. Соперник сумеет мигом сориентироваться и восстановить утраченную позицию. Поэтому финты должны быть молниеносными. А для этого нужна подвижная и сильная кисть. Выполняя финт, надо как можно выше бить по волану.

Остроумная мысль — вот что самое важное в тактике бадминтониста, беспрерывно двигающегося по площадке. И как тут не вспомнить слова Гёте: «Все наиболее ценные мысли приходят ко мне во время движения».

Мыслящий бадминтонист всегда в поисках неожиданных тактических решений. Разгадывая намерения соперника, он как бы действует на ход вперед. Смотришь, противник только силится разгадать игровой ребус, а счет растет не в его пользу. Чем выше класс спортсмена, тем значительнее быстрота мышления. Мгновенно реагировать на удар соперника, без промедления оценивать свою и чужую позиции.

Как развивать быстроту мышления? Есть немало для этого интересных упражнений. Вот одно из них (рис. 35). По обе стороны сетки обозначены точки 1—б, а в скобках еще шесть цифр (7—12). Вы в центре площадки. По сигналу партнера, имитируя удар, начинаете перемещаться в одну из шести точек площадки. Можно несколько и усложнить. Ваш напарник выкрикивает: «Девять!», а вы должны быстро сообразить, что это та же точка, что и 3, и мигом туда. Чтобы еще «прибавить» в сложности. Но и на этом не следует останавливаться, решая более сложные задачи. Например, добавить к обозначению каждой точки еще одну группу цифр от 13 до 18.

Предположим, ваш соперник слабо играет в левом дальнем углу площадки. Вот и проведите такие комбинации, которые бы заканчивались именно ударом в это место. Но помня о своей слабинке, противник попытается прикрыть левый угол. Отразить волан открытой, более удобной для него стороной ракетки. И сделать ему это несложно, если ваши намерения им заранее разгаданы Поэтому сначала оттяните соперника серией ударов дальше от левого угла, а затем уже направьте волан в это уязвимое место.

Тактика игры по слабым местам соперника во многом зависит от счета. Скажем, вы состязаетесь с довольно рослым соперником. Обычно такие спортсмены не очень-то уверенно отражают смеш, направленный прямо в туловище. Не успевают развернуться, чтобы удобно отбить волан. Даже такой выдающийся мастер, как Флемминг Дельфс, чувствует себя не уютно, когда после быстрого обмена ударами следует смеш в туловище. Но если в начале или середине партии такие атаки в игрока должны быть тщательно подготовленными действиями, то в конце партии их можно использовать как решительный первый удар.

А если ваш противник недостаточно вынослив? Нужно чаще гонять его от задней линии к сетке. И тут пригодятся диагональные удары. Отражая их, сопернику придется побегать. А усталость всегда чревата ошибками.

Но зачастую соперники ни в чем не уступают друг другу, борьба идет на равных. Тогда главная ставка на различные технические ухищрения. И чем они неожиданнее, остроумнее, тем больше шансов на успех.

Выступая у нас в Москве. Панч Гуналан заметил в беседе с нашими бадминтонистами, что его мало интересует, как быстро соперник выполняет удар. Важнее, умеет ли он быстро возвращаться в центр площадки после своего удара. Скажем, ваш соперник, отбив волан с левой стороны, мгновенно возвращается в центр площадки. Есть смысл направить волан в ту же сторону против хода, как говорят бадминтонисты. А если противник застаивается на месте удара, то сыграть в противоположную сторону. Как говорят, вразброс. Но особенно эффективны удары против хода. Задача соперника осложняется еще и тем, что ему надо резко изменить на правление движения, чтобы достать волан. Не всякому это под силу: нужна отменная координация движений и четкая работа ног. Чуть замешкался — инициатива потеряна.

На рис. 36 — высоко-далекий удар в левый угол (1). После ответного удара (2) волан снова взмыл вверх. Вы решили воспользоваться смешем. Куда бить? Соперник двигается в центр. Значит, удар 3 — снова в левую сторону будет против движения. А вот удар 4 — по ходу движения соперника. Такой удар хорош в том случае, если ваш соперник замешкался, как говорят бадминтонисты, «провалился» в сторону, отражая удар.

Вспоминается одна из встреч между Анатолием Скрипко и Николаем Пешехоновым. Анатолий в первой партии пробивал смеш, полусмеш, по том вновь посылал волан на заднюю линию против хода (направление 1). Однако большого эффекта такие действия не принесли. И все потому, что Николай не спеша двигался в центр, и, если требовалось, без особых затруднений возвращался назад-влево. Во второй парти Скрипко изменил тактику: чаще проводил удары в противоположную сторону, особенно от сетки. Пешехонов, не заметив тактической уловки, продолжал действовать так же, как и в первой партии. Но его подвели ошибки, которые он стал допускать, отражая диагональные удары.

Весьма эффективна так называемая «скидка» волана вниз. Что это значит? Отражая волан снизу из правого дальнего угла, бадминтонисты часто направляют волан плоско по линии. Вот тут-то и применяется «скидка». Волан отражается вниз, в зону сетки, в ближний угол, то есть против хода. Часто это приносит выигрыш.

Бороться до конца

Умело построить тактику игры не возможно без всестороннего изучения соперника. Посмотрите одну из его игр, желательно с равным но силе противником. Обратите внимание, как он двигается, быстро ли возвращается в центр, успевает ли достать удары, направленные в противоположную сторону. Чтобы определить степень подвижности, надо смотреть только на вашего будущего соперника, и главным образом на его ноги, умышленно не обращая внимания на бадминтониста, играющего с ним. Попытайтесь определить, в каком месте площадки игрок, с которым вам предстоит встреча, больше ошибается особенно в защите, когда принимает волан снизу. Для наглядности нарисуйте площадку и отмечайте там его ошибки, — скажем, «у» (после укороченного удара), «в» (после высоко далекого) и т. д. Так вы получите представление, какой угол площадки наиболее уязвим у вашего соперника, с какой стороны он чаще ошибается, принимая смеш, как играет у сетки с задней линии. Суммируя ошибки, обратите внимание не только на то, сколько раз он попал в сетку или аут, но и достаточно ли глубока у него по длине подача и на сколько точен удар на заднюю линию. Так постепенно вырисовывается игровой портрет соперника. Изучите его до мельчайших штрихов. И плюсы, и минусы. Вам будет ясно, как играть, и тогда можете составить тактический план встречи. Но это еще не значит одержать победу.

Сколько раз мы были свидетеля ми превосходства одного игрока над другим в технике ударов, в целесообразности своих замыслов. В начале игры это преимущество реализуется в очки. Но вот что-то, если можно так сказать, застопорилось во вроде бы отлаженной машине, и соперник вдруг начинает теснить. С каждой секундой все смелее и решительнее. И вот уже счет сравнялся. Соперник выходит вперед. В таких ситуациях говорят: победила воля к победе. И, пожалуй, это наиболее реальное определение. В конечном счете, воля спортсмена — решающий фактор для достижения победы.

Радость победы! Она вдвойне радостна в трудном поединке равных соперников, где все решают бойцовские качества. Матч по бадминтону — единоборство двух характеров, двух индивидуальностей. Без истинно бойцовских качеств — стойкости, смелости, умения выложиться до конца — невозможно добиться успеха. Посмотрите на фото 28. Сколько радости и здоровых эмоций у Флемминга Дельфса, ставшего чемпионом мира, победившего такого грозного соперника, как Свен При.

Все истинные мастера волана отличаются незаурядной волей. Как тут не вспомнить Константина Вавилова! Счет «14» в вашу пользу в игре с Вавиловым — это еще далеко не победа. Есть бадминтонисты, которые при счете 7 12 или 8 : 13 обреченно вздыхают и кое-как доводят партию. А Костя, когда над ним нависла угроза поражения, играет еще решительнее, еще вдохновеннее. В его спортивной биографии немало побед, которых он добился, казалось бы, в безнадежных ситуациях, даже при так называемых матчболах (это когда сопернику остается набрать до победы всего лишь одно очко). 14 9 — с таким счетом вел Вячеслав Щукин в финале чемпионата страны 1976 года против Вавилова. Итог — 17 15 в пользу Вавилова. А разве Щукина можно назвать безвольным? Конечно, нет. Дойти до финала чемпионата страны и иметь матчбол против прославленного мастера — это говорит о многом. Но, образно говоря, Щукин закончил дистанцию раньше времени. Еще не став чемпионом, он уже себя им почувствовал. И, как следствие, не играл, а доигрывал. Ждал ошибки соперника. Психологический просчет стоил Щукину потери золотой медали. Через три года Щукин воочию доказал, что обладает бойцовскими качествами. Набирая уверенность с каждой игрой, проявляя волю и упорство, Вячеслав стал первой ракеткой страны.

Еще одна памятная и поучительная встреча. В третьей решающей партии одной восьмой финала чемпионата Европы 1980 года в голландском городе Гренингене швед Тоомас Кильстрем, играя против Анатолия Скрипко, вел в счете 14 9. Казалось, все ясно. Победа Кильстрема не вызывала сомнений. Тем более класс шведского мастера самой высокой пробы. Но наш чемпион, которого вы видите на фото 29, не оробел. Доставая, казалось, безнадежные мячи, борясь до конца, Скрипко сумел догнать в счете, а затем вырвать победу.

Подобная ситуация сложилась в игре за выход в восьмерку европейского чемпионата между нашим смешанным дуэтом Надежда Литвинчева — Виктор Швачко и датчанином Свеьом При, игравшим вместе с англичанкой Аннет Стат (Сковгард). 8 14 уступали наши спортсменки в третьей партии. Стойкость и от не раз приносившие успех нашему сильнейшему смешанному дуэту, и на этот раз сыграли решающую роль.

Особенно весомы бойцовские качества в командных соревнованиях. Часто вслед за командными играми следуют личные. И что греха таить, есть мастера, которые в личном турнире выглядят значительно сильнее, чем в командном. Но проявить себя бойцом во сто крат важнее, когда сражаешься не только за себя, но и за свой коллектив.

Три раза выходила на площадку в командных играх чемпионата Европы Вард Погосян и все три раза уходила победителем. Выступая в составе сборной СССР в западногерманском городе Беблингене, ереванская бадминтонистка проявила себя как истинный спортивный боец, сражалась с полной отдачей. Особенно весома победа Вард над одной из сильнейших спортсменок Европы голландкой ван Байсеком.

Преодолеть себя

Весьма примечательная мысль Руди Хартоно. Вдумайтесь в слова выдающегося бадминтониста:

— Выходя на игру, помните, что она состоит из трех партий, а не двух. Победа или поражение в одной из них еще не определяет конечный результат. Готовность вести длительную борьбу поможет легче перенести неудачи и принять разумное решение. Но нельзя забывать и то, что вторая партия — ключевая. Если выиграл первую, то вторая венчает успех. Если первую проиграл, то победа во второй как бы открывает второе дыхание. Вторую партию во всех случаях нужно проводить сильнее, чем первую. А третью, если в ней возникнет необходимость, надо играть сильнее, чем вторую. От очка к очку, от партии к партии нужно постоянно прибавлять в уверенности, мощи, точности и быстроте.

К турниру важно подготовиться психологически не только к успеху, но и к неудаче. Так, чтобы выигрыш не приводил к самоуспокоению, а поражение в одной из партий — к отчаянию. Не падать духом в самых, казалось бы, безнадежных игровых ситуациях.

В финале чемпионата Европы 1980 года встречались Флемминг Дельфс и Фрост Хансен. В третьей партии игра шла на равных, до счета 10 : 10. Но более легкий и подвижный Хансен продемонстрировал удачную игру у сетки. Дельфс стал ошибаться. 14 : 11 в пользу Хансена. До победы, что называется, рукой подать. Разгорелась упорнейшая борьба. Около двух десятков ударов провели соперники, но победная точка все еще не была поставлена. Хансен хитроумно сыграл в передней зоне площадки, сделав вид, что «оставляет" волан на сетке. Дельфс поддался на этот финт и спохватился, когда волан уже залетел в тыл площадки. Он рванулся назад и буквально у самого пола виртуозно отбил волан. Хансену не составляло труда сильно контратаковать. Но от неожиданности, что соперник отразил, казалось бы, неотразимый удар, он опешил, замешкался и сыграл явно слабо. Так Флемминг Дельфс. победив в решающем сете 17 14, стал в третий раз чемпионом Европы.

— Волю надо закалять с первых дней,— говорит Флемминг Дельфс. — Боевой характер бадминтониста формируется в длительном обмене трудных для отражения ударов. Каждому игроку, будь он выдающийся мастер или рядовой любитель, знакомо такое тревожное состояние: один удар, второй, третий, четвертый... сердце учащенно бьется, голова раскалывается от напряжения. Но вы собираетесь с духом — проводите еще удар, второй, третий. И вот подходящий момент для завершения атаки. И словно второе дыхание. Вы преодолели самого себя. Теперь вам легче одолеть соперника. Смотришь, и выиграл пять-шесть очков подряд.

Немудрено, что, выходя на игру, спортсмен волнуется. Но одни справляются с волнением, и игра, как говорится, идет. Других оно сковывает, мешает играть, ошибки следуют одна за другой Можно ли снять волнение в ходе игры? Можно!

Согласитесь, что сложный технический прием хорошо не выполнишь, если тебя одолевает неуверенность. Излишняя нервозность мешает сосредоточиться, скованность никак не вяжется с легкими, свободными движениями, без которых технически сложный удар невыполним. Поэтому попробуйте снять волнение с помощью... сильных ударов, не требующих, как известно, тонкого мышечного чувства. Направляют на вас высокую подачу — отбивайте ее ударом на заднюю линию. Парируйте смеш тоже мощным ответным ударом. Разумеется, такие действия довольно однообразны. Но ведь это на первых порах. А когда волнение уляжется и вы ощутите уверенность, заиграете легко и вдохновенно, тогда и покажите класс в тактике, обескуражьте противника неожиданными остроумными ходами.

Уверенней себя чувствуешь на площадке и в том случае, когда настроился на игру, «прокрутил на тренировках различные варианты. Чтобы быстрее втянуться в игровой режим, рекомендуем проводить тренировочные игры на счет с применением, скажем, только далеких подач или только коротких. Или же такой вариант. Тренировочная игра из двух партий, причем в первой подает только один из спортсменов, во второй — другой. Еще одно упражнение. В течение 10—15 минут провести серию высоко-далеких ударов с имитацией между ними какого-нибудь другого приема, например выхода к сетке

Конец — делу венец

Опытные бадминтонисты не раз испытали, что такое каверзные игровые моменты. Скажем, 12 : 8 у мужчин или 9 : 6 у женщин. Сколько встреч было проиграно при таком счете! Игрок, словно обрадовавшись достигнутому преимуществу, расслаблялся, сбавляя натиск. Но именно такой опасный для соперника счет подстегивает и его. Отступать некуда. Надо во что бы то ни стало отыграться. И соперник — откуда силы берутся! — бросается в атаку.

Воля — это умение показать свою лучшую игру в наиболее драматические моменты встречи. И прежде всего в концовке матча. Не зря говорят : конец — делу венец. Но концовка матча — это отнюдь не тогда, когда счет уже достиг 13 или 14 очков. Финишный рывок у бадминтониста должен начинаться раньше. Да, умение победно закончить встречу — признак настоящего характера, всесторонней подготовки. Тут нужно быть и волевым, и зорким, и динамичным. Моментально уловить, что соперник прибавил обороты. Это чаще всего бывает, когда до финиша осталось либо вам, либо сопернику 5—6 очков. Пропустить рывок соперника — зачастую равносильно проигрышу. Быть постоянно начеку, ощущать пульс игры, быть готовым всегда принять решительные меры.

Когда играют приблизительно равные по силам спортсмены и один из них неожиданно побеждает в первой партии с разгромным счетом, жди во второй бурного натиска потерпевшего фиаско. Он не пожалеет сил, чтобы обыграть, взять реванш.

Вот пример. Во встрече на Кубок Томаса датчанин Флемминг Дельфс уступает англичанину Рею Стивенсу — 2 :15. Но во второй партии полный неуемного желания себя реабилитировать, Дельфс добивается победы почти с «сухим» счетом — 15 : 1. А в третьей соперники продемонстрировали все, на что способны. И об этом свидетельствует счет 18 : 16 в пользу Дельфса.

Особое значение приобретает удачный выбор продолжения в конце партии при равном счете. Обычно бадминтонисты предпочитают выбирать продолжение, когда в конце партии у мужчин счет 13 : 13, или в игре женщин — 9:9, 10 : 10, а не играть до 15 или 11 очков. Почему? Спортсмен, догнавший в счете, вдохновлен этим, остановить его наступление непросто. И тут в силу вступает фактор времени. Поэтому-то и выбирают игру до пяти или трех очков

Чем выше класс бадминтониста, тем внимательнее он относится не только к счету, но и к тому, какими средствами сопернику удалось его догнать. Скажем, сравняв счет, противник явно устал. Едва ли есть смысл давать ему передышку. Опытный игрок наверняка откажется в таком случае от продолжения в счете.

Манера игры у разных бадминтонистов различная. Одни часто атакуют, идут, как говорят, напролом. Другие предпочитают длительный обмен ударами. Удержать того, кто идет напролом, подобрать к нему ключи легче на более «длинной» дистанции игры, нежели на короткой. Значит, в данном случае выбор продолжения предпочтительнее, чем игра до 15 или 11. И наоборот, играя с любителем длительного обмена ударами, целесообразно пойти на обострение. Двинуться в решительную атаку и добыть два победных очка. Одним словом, изучение физического и психологического состояния соперника — главный критерий выбора концовки партии.

Предположим, идет третья, решающая, партия. Счет 14 : 14. Игра до 15 очков. Каков должен быть настрой на последний удар? Статистика бадминтона показывает, что подавляющее число побед приходило к игрокам, сохранявшим хладнокровие в столь драматический момент. К тем, кто расчетливо, аккуратно отражал волан. И еще. Спокойствие, раскованность, отсутствие боязни проиграть дает благоприятный эффект. Но это отнюдь не значит, что нужно ждать ошибки противника. Инициативой надо владеть, направлять волан преимущественно вниз, но делать это хладнокровно, уверенно, не предвкушая победу раньше времени и не боясь поражения.

Да, счет оказывает сильнейшее психологическое влияние на бадминтонистов. Кое-кто, ощущая леденящее дыхание проигрыша, безвольно опускает руки. Но тот, кто хорошо подготовлен, у кого не потухает в самые трудные, драматические минуты острая тактическая мысль и не иссякает жажда победы, зачастую демонстрирует лучшую игру именно когда проигрывает в счете. Не удивляйтесь Опытные бадминтонисты знают, что догонять иногда легче, чем удерживать преимущество. Горячее желание отквитаться рождает «второе» дыхание, пробуждает вдохновение, дерзание, порыв. И наоборот, близость победы порой заставляет действовать осторожно — «как бы не упустить синюю птицу!» — и отсюда инертность, отсутствие смелых замыслов, беззубая, скучная игра.

Многое, разумеется, зависит от характера спортсмена. Но волевые качества можно и нужно развивать. Предположим, вы слабо проводите концовку встречи, не умеете поставить победную точку. Сыграйте 7—9 тренировочных партий на счет Причем каждую партию начинайте со счета 13 : 10, 14 : 11, 13 : 12, 14 : 10 и т. д. Если не умеете догонять в партии, то начинайте со счета проигрышного — 6 11, 8 12, 3 : 8, 7 : 13 и т. д. Цель всегда одна — довести партию до победного конца. Такие упражнения тренируют волю, при уча ют к решительным действиям. Ведь в этих вариантах вы сразу начинаете игру с повышенным боевым настроем, так сказать в состоянии полной внутренней мобилизации.

Как видите, для того, чтобы стать хорошим бадминтонистом, нужно не только исправно овладеть техникой, постичь тактику, «обрасти» атлетизмом, но и закалить свой характер. И это, несомненно, задача первостепенной важности. Смелость, как говорится, города берет.

И в заключение подведем некоторые итоги. Всегда настраивайтесь на затяжную игру, на три партии, хотя старайтесь выиграть быстрым розыгрышем обе партии подряд. С первого же удара цепко боритесь за каждый мяч. Пусть какое-то очко и проиграно, но проиграно в бескомпромиссной борьбе. Значит, у вас настоящий боевой настрой, а победа дружит с такими.

Трудно преодолеть волнение — старайтесь проводить удары, не требующие тонкого мышечного чувства. Это прежде всего прием смеша плоскими ударами, удары на заднюю линию. Вошли в колею — тогда не скупитесь, щедро, не боясь ошибиться, применяйте самые разнообразные удары из вашего арсенала.

В конце партии, встречи смело берите инициативу в свои руки. Чем мощнее и надежнее проведете концовку, тем закономернее успех. Сохраняйте хладнокровие в конце партии. Закаляйте свою волю. И не только в играх, но и в повседневных тренировочных упражнениях. Скажем вам нужно выполнять тяжелое упражнение, а для этого преодолеть усталость. Не останавливайтесь на полдороге. Никаких послаблений! Для того, чтобы побеждать других, надо прежде всего преодолеть себя.