Бадминтон
Площадка для бадминтона
Ракетка для бадминтона
Волан для бадминтона
Одежда для бадминтона
Правила и cуть игры
Виды ударов (подач)
Как стоять и держать ракетку
Техника удара
Первый удар (подача)
Удар сверху
Удар "Бэкхэнд"
Удары снизу и сбоку
Игра у сетки
Защита от ударов
Перемещение по площадке
Мастерство игры
Приёмы игры
Характер игры
Парный бадминтон
Приёмы в парной игре
Миксты
Методика тренировок
Физическая подготовка
Традиции в бадминтоне
Бадминтон в России
Любовь к бадминтону
Победные лавры прошлого
Примерные схемы упражнений

Механизм и техника удара в бадминтоне


Четыре направления

На предыдущих страницах вы познакомились с основами кодекса бадминтона, различными ударами, позицией игрока и хваткой ракетки.

Продолжим же наше совместное обучение. Как вы уже знаете, любой удар завершается движением кисти. Но давайте восстановим весь механизм удара. С самого начала. Вот бадминтонист делает рывок к волану. После рывка — замах ракеткой При этом в движение включаются мышцы спины, плеч и предплечья. И, наконец, удар ракеткой по волану. Кисть — конечное звено в довольно сложном механизме удара.

Без поворота кисти не выполнишь ни один удар. Это, пожалуй, наиболее характерная черта техники бадминтона. Вся энергия, которую накапливает игрок в ходе подготовки к удару, «разряжается» через кисть. «У него великолепно работает кисть»,— так обычно говорят об игре высококлассного бадминтониста. Англичане говорят, что бадминтон надо не только видеть но и... слышать. Не правда ли, необычное замечание? И тем не менее оно верное. Когда играют настоящие мастера, вы слышите четкие щелчки по волану. Источник такого своеобразного звукового сопровождения — движение кисти.

Панч Гуналан во время своего визита в Москву сказал нашим игрокам и тренерам:

— Достаточно посмотреть, какой рукой — согнутой или выпрямленной бьет игрок, чтобы определить его класс. Особенно важна выпрямленная рука при ударах сверху и игре у сетки. Чтобы поворот кисти был полным, надо к моменту ее включения в удар закончить все подготовительные движения и выпрямить руку с ракеткой. Играть у сетки на расстоянии вытянутой руки — это значит не терять выгодную позицию, создать наилучшие предпосылки для работы кисти. Филигранные действия таких сильных бадминтонистов, как Свен При или Руди Хартоно, были бы невозможны без законченного движения рукой.

Когда проводятся удары в зависимости от их характера, кисть совершает поворот по четырем направлениям: вправо, влево, вверх, вниз. Поворот кисти — это, можно сказать, основа всех ударов. Но эта основа надежна, лишь если игрок способен в полной мере завершить движение кисти. Предположим, вы бьёте сверху-справа. После замаха кисть должна быть отведена до отказа. Удар завершился, и кисть направлена максимально вниз. Активнейшая работа кисти помогает выполнить точный (и по высоте, и по силе, и по дальности) удар.

Великолепно владеют кистевыми ударами наши лучшие бадминтонисты Анатолий Скрипко, Алла Продан, Виталий Шмаков. В зависимости от силы и траектории удара эти игроки в большей или меньшей степени напрягают кисть. Проще говоря, сильнее или слабее сжимают ручку ракетки. Если, скажем, проводят сильные удары, такие, как плоский или смеш, то в момент удара, чтобы сообщить волану высокую скорость, ракетку сжимают сильнее. Подчеркиваем, в момент удара! В этом случае контроль пальцами не будет определяющим фактором точности. Направлять волан будет вся кисть. Поэтому такие удары зачастую называют жестко-кистевыми.

Достаточная жесткость необходима и при защитных ударах. Особенно когда отражаешь мощные смеши соперника. Да это и понятно. Чтобы «устоять», когда волан летит с огромной скоростью, нужно крепко держать ракетку. А вот когда выполняешь удар с относительно невысокой скоростью полета волана, скажем, укороченный, требующий более тонкого мышечного чувства, решающую роль приобретает контроль пальцами.

Приверженцы разных стилей игры по-разному применяют и кистевые удары.

— Бадминтон европейский, по сравнению с азиатским, более силовой, — говорит многолетний президент Международной федерации бадминтона Стеллан Молин. — Например, знаменитые английские спортсменки Джилиан Гилкс и Нора Перри действуют в манере, близкой к мужской. Этим прежде всего объясняется успешная игра на мировой арене европейских пар с участием этих бадминтонисток. Но, пожалуй, основное различие между европейским и азиатским бадминтоном в манере выполнения кистевых ударов. Скажем, индонезийка Имельда Вигуно держит кисть расслабленной вплоть до удара. В то время как Гилкс, Перри и голландка ван Байсеком, финалистка Уимблдонского турнира в парном разряде (ее вы видите на фото 9), сжимают ракетку уже в начале замаха.

техника выполнения удара в бадминтоне

Но главный вывод — при любом ударе без умелого движения кисти не обойтись.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить силу и гибкость пальцев:
- Вращательные круговые движения указательным и большим пальцем.
- Сгибание кисти правой руки к предплечью до отказа и наоборот, от предплечья и тоже до отказа.
- Сжимание в ладони теннисного мяча.
- Повороты кистью с утяжеленной ракеткой (влево-вправо, вверх-вниз).
- Повороты кистью с ракеткой по так называемой «восьмерке»: при выполнении поворотов рука должна быть выпрямлена.

А вот как упражняют кисть малайзийские бадминтонисты. Они делают повороты кисти в разные стороны, держа.... бутылку с водой. Это не только улучшает гибкость кисти, но и укрепляет пальцы. Держа крепко в руке бутылку пальцами (а это нелегко, так как бутылка скользкая и того гляди выпадет), они выполняют вращения кистью сверху вниз, справа налево, «восьмеркой» по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Две стороны одной медали

Рассказывая о хватке ракетки, мы упоминали ее открытую и закрытую стороны. Теперь подробнее.

«Открытая» — это значит, при любом ударе этой стороной рука с ракеткой как бы открывает туловище (рис. 11).

открытая хватка ракетки

«Закрытая» сторона — рука с ракеткой как бы закрывает туловище (рис. 12).

закрытая хватка ракетки

С точки зрения рациональной техники выполнения удара не так важно, куда послан волан, с какой скоростью и по какой траектории. Важнее то, какой из сторон ракетки выполнен удар (разумеется, такая формулировка не относится к завершающей фазе удара — движению кисти).

Родоначальники современного спортивного бадминтона англичане, когда говорят о технике игры, оперируют двумя основными терминами: «форхэнд» и «бэкхэнд». Поясним. При ударах открытой стороной (форхэнд, см. рис. 11) бьют по волану впереди себя, при ударах закрытой стороной (бэкхэнд, см. рис. 12) возможен и удар по волану, пропущенному назад. Бадминтонисту легче вести защитные действия, когда он чаще пользуется ударами слева закрытой стороной. А вот проводить активные наступательные действия спод ручнее при ударах открытой стороной. Поэтому при ударах сверху старайтесь насколько возможно использовать «открытые» удары. К тому же удары «из-за головы» — одно из мощнейших атакующих средств.

Неотразимыми ударами из-за головы в свое время славился московский армеец Юрий Климов, отличавшийся незаурядной гибкостью и пластичностью. Так, например, играет чем пион Европы среди юниоров 1981 го да датчанин Михаил Кильдсен. Его отличает чрезвычайно агрессивная манера игры. Он то и дело бьет смеш в прыжке, часто использует диагональные удары открытой стороной из-за головы, хотя в совершенстве владеет и ударом слева.

А вот обороняться легче, прикрывая туловище слева. Когда вы отражаете сильные удары, в вашем распоряжении лишь доли секунды. По этому защита слева в этом случае более эффективна: меньше нарушается равновесие, особенно в парных игpax, когда темп игры выше и волан быстрее возвращается на вашу сторону, чем в одиночных.

Атака в бадминтоне

Чтобы мощно атаковать, надо бить по волану выше уровня сетки. И тут надо придерживаться таких правил: ударьте по волану в наиболее высокой точке, старайтесь выйти на волан как можно раньше. С самого начала терпеливо приучайте себя к соблюдению этих правил; не ожидайте, пока волан подлетит к вам, — сами выходите на него.

Опытный игрок проводит, скажем, удар сверху свободно, без излишнего напряжения. Начинающий старается вложить в удар всю силу. Куда лучше чередовать сильный удар с мягким, стараться замахиваться и бить по волану свободно и легко. Уметь расслабиться — ценнейшее качество бадминтониста, да и вообще спортсмена. Так, чтобы не лил пот градом уже с первых минут игры. Ведь матч бадминтонистов может длиться и час, и полтора. После удара должно наступать расслабление. Чтобы мышцы были не тугими, а эластичными. От каждого удара надо получать удовольствие, а не стремиться что есть силы, с каким-то ожесточением бить по волану. Техника бадминтона осваивается гораздо успешнее, если действовать осмысленно, свободно, без чрезмерного напряжения.

Чтобы более отчетливо уяснить механизм удара, совершим небольшой экскурс в электротехнику. Представьте себе электрическую цепь из последовательно соединенных между собой источников энергии. Потребитель энергии этой цепи — двигатель. Если все источники энергии работают с полной мощностью, коэффициент полезного действия двигателя не вызывает сомнения. А если какой-либо из источников энергии электрической цепи работает не на полную мощь? Тогда суммарная мощность всей цепи уменьшится. Снизится и коэффициент полезного действия. Примерно то же происходит и в бадминтоне Удар по волану производится ракеткой, но выполнение этого удара начинается намного раньше, еще тогда, когда вы начинаете движение ногами.

Вот вы приняли исходную позицию, развернули плечи, отвели руку с ракеткой, затем переместили центр тяжести по направлению удара.

И, наконец, завершающим движением кисти посылаете волан на сторону соперника.

Движение ног, повороты туловища, плеч, предплечья, кисти составляют как бы единую цепь. На всех фазах накапливается энергия, которая разряжается непосредственно ударом по волану. Это подобно тому, что происходит в электрической цепи. Все связано друг с другом, и потеря энергии на какой-либо из фаз неизбежно скажется на общей мощности. Скажем, неправильное положение ног не позволит развернуть туловище и плечи, что, в свою очередь, создаст дополнительные трудности для активной работы предплечья и кисти.

атака в бадминтоне

Еще одно важное условие успешных действий бадминтониста — умение сохранять равновесие. Удар — и игрок возвращается в центр площадки — отсюда ему легче контролировать все ее углы. Если равновесие сохранено, игрок имеет возможность своевременно выдвинуться в центр. Умение сохранять равновесие — один из важнейших признаков класса спортсмена. Такие выдающиеся бадминтонисты, как китаец Хан Джан, индонезийцы Кинг, Чун Чун, Харьянто, Аде Чандра (фото 10) проводят мощные удары в прыжке. И никогда не теряют равновесия. Про таких бадминтонистов говорят, что они устойчивы и при «взлете» и при «посадке». Прекрасная координация движения — вот что дает возможность высококлассным игрокам мягко приземлиться после мощного удара в прыжке и незамедлительно продолжить наступательные действия.

О значении завершающего движения кисти речь уже шла. Но одной кистью точно направлять волан сложно, а иногда и просто невозможно Поэтому «включать» кисть надо тогда, когда все уже подготовлено к этому. Все предыдущие движения должны отличаться безукоризненной законченностью: полный выпад, если таковой необходим, разворот туловища, отведение руки назад и затем ее выпрямление.

Точность ударов с задней линии обеспечивается сопровождением волана. Движения предплечья, руки, туловища по направлению удара как бы продолжаются.

Сопровождение волана не только придает точность, но и предохраняет от травм. И прежде всего от так называемой «локтевой болезни», повреждения локтевого сустава. Это повреждение чаще всего бывает от частого применения ударов с резкой внезапной остановкой предплечья, в особенности при игре сверху.

Совершенная техника, пластичность и мягкость движения — залог того, что бадминтонист не получит травмы. Резкость движения усиливается при поворотах кисти. А вот внезапных остановок плеч, рук, предплечья надо избегать.

Помните: спортивное долголетие — удел высокотехничных и физически сильных мастеров.

Одним из самых техничных советских бадминтонистов по праву считается Анатолий Скрипко. Вот что он рассказывает:

— На первых порах я старался играть только кистью. Но большого эффекта это не дало. Я впал в другую крайность — непомерно широко

замахивался, а все удары проводил с длительным сопровождением, в результате чего смазывалось кистевое движение. Послать волан с высокой скоростью оказалось не под силу. Игра стала «беззубой» — без завершающих мощных смешей. Я топтался на месте, на соревнованиях вы ступал неудачно. По совету тренера несколько видоизменил технику ударов. Не отказавшись от достаточно широкого замаха, я в то же время усилил работу кисти, стал действовать сноровистей, быстрей. Найдя игру, ощутил радость побед.