Бадминтон
Площадка для бадминтона
Ракетка для бадминтона
Волан для бадминтона
Одежда для бадминтона
Правила и cуть игры
Виды ударов (подач)
Как стоять и держать ракетку
Техника удара
Первый удар (подача)
Удар сверху
Удар "Бэкхэнд"
Удары снизу и сбоку
Игра у сетки
Защита от ударов
Перемещение по площадке
Мастерство игры
Приёмы игры
Характер игры
Парный бадминтон
Приёмы в парной игре
Миксты
Методика тренировок
Физическая подготовка
Традиции в бадминтоне
Бадминтон в России
Любовь к бадминтону
Победные лавры прошлого
Примерные схемы упражнений

Ввиды ударов в бадминтоне (Подачи)


Новичок не сразу разберется в бурном вихре атак бадминтонистов. Не сразу и отличит один удар от другого. Поскольку в дальнейшем мы будем называть различные удары, оперировать разнообразными терминами, то лучше всего в самом начале ввести вас в курс.

траектория разных видов ударов в бадминтоне

Вот бадминтонная площадка (рис. 7) изображена как бы в разрезе. Для наглядности отмечены засечками линия передней зоны (1 м 98 см от сетки) и линия парной подачи (0,76 м от задней линии).

Игра, как вы уже знаете, начинается с подачи. Вот игрок замахнулся и послал волан по высокой траектории (8—9 м вверх) к задней линии (на рисунке эта подача обозначена цифрой 1).

Запомните: подачу такого типа называют высоко-далекой.

Если игрок направил перьевой мяч недалеко от линии передней зоны и низко над сеткой, то мы говорим, что это короткая подача (2). Наблюдая за игрой, вы убедились, что иногда игроки посылают волан к задней линии, по низкой траектории, почти параллельно поверхности площадки. Такая подача называется плоской (3). Высокая подача в парных играх несколько видоизменяется. У вас, наверное, возник вопрос, чем вызвана такая метаморфоза. Все дело в том, что волан в игре двое на двое можно направить только до линии парной подачи. Волан летит стремительно, на высоте около 3— 4 м от пола. Называется такая подача высокой парной (4), или прострельной. Кстати, подобная подача используется с успехом и в одиночных играх.

И еще об одной — весьма оригинальной — подаче, вокруг которой разгорелись споры.

После ухода из большого спорта знаменитых чемпионов Гуналана, Тан Айк Хуанга и Нг Бун-би малайзийские тренеры не могли никак найти им достойной замены. Но вот на одном из чемпионатов Малайзии блеснул Мисбун Сидек. 20-летний клерк из Петалинг-Джайя выиграл открытые первенства всех штатов страны, в том числе таких «бадминтонных», как Перак и Селангор. С лучшей стороны показал себя Сидек и на втором чемпионате мира в Джакарте. Его основным оружием была так называемая подача с под резкой, крученая. По имени автора этой подачи ее стали называть «Сидек-спин». Благодаря своему изобретению Мисбун Сидек вошел в десятку сильнейших игроков мира, а его братья Разиф и Джалани стали в 1982 году победителями Уимблдонского турнира в парном разряде.

«Сидек-спин» — грозное оружие. Его чаще всего применяли в самые напряженные моменты встречи, чтобы добиться перелома. Но выявились и недостатки такой подачи. Поскольку удар приходится на перья, воланы быстро приходят в негодность. Международная федерация бадминтона решила приостановить применение «Сидек-спина». В правило, касающееся подачи, введено дополнение, удар должен приходиться только на головку волана.

Но продолжим наш рассказ об особенностях различных ударов в бадминтоне. Вот игрок направляет волан сверху вниз недалеко от сетки. Это так называемый укороченный удар сверху (5). Он бывает медленным и быстрым. Игроки применяют еще один удар сверху, при котором волан быстро летит к задней линии на высоте 4—5 м от пола. Это атакующий высоко-далекий удар (6).

А если бадминтонисты играют вблизи сетки? Какими ударами они тогда пользуются? Например, ударом, обозначенным на рисунке цифрой 7. Волан при таком ударе надо «оставить», как говорят бадминтонисты, на сетке. Разумеется, на той стороне, где соперник. После такого удара перьевой мяч мгновенно падает около сетки вниз. Это так называемая подставка.

Давайте еще внимательно понаблюдаем за ходом поединка бадминтонистов. После того как волан первым ударом — подачей — введен в игру, начинается его перекидка через сетку. Бадминтонисты поочередно отбивают волан на сторону соперника. Они прилагают максимум усилий для того, чтобы волан не упал на пол на своей стороне площадки. Все удары проводятся с лёта, в отличие от тенниса, где можно отбить мяч и после его приземления.

Какие еще удары применяют бадминтонисты? Обратите внимание на траекторию удара, обозначенного на рисунке цифрой 8. Это смеш. Основной атакующий удар в бадминтоне. "Мощный, гасящий, направленный круто вниз. Смеш направляют не только в середину площадки, но и к боковым и задней линиям. Но вот если, гася волан вниз, бьют по нему не под прямым углом, а своего рода подрезкой, то такой удар называют полусмешем. О смешах и полусмешах, наиболее выигрышных уда pax, разговор еще впереди.

Теперь обратите внимание на удар, обозначенный цифрой 9. Как видите, его траектория во многом схожа с линией полета волана при высокодалекой подаче. Такой удар и получил название высоко-далекий. Но если высоко-далекий удар, обозначенный цифрой 6, имеет явно атакующие свойства, то этот скорее защитного характера. Волан летит по весьма высокой траектории, и его полет продолжается довольно долго.

А теперь познакомимся с другим ударом (10). Это откидка от сетки, или, как ее еще называют, «свеча». Удар идет по высокой траектории от сетки на заднюю линию. Если же волан падает у боковой линии, примерно в 3 м от сетки, то в этом случае говорят, что удар «вполполя» (11), Такой удар чаше всего применяют в парных играх.

И, наконец, о последнем ударе (12). Волан летит но пологой траектории, почти параллельно полу. Это так называемый плоский удар. Его зачастую применяют не только играя с задней линии, но и у сетки. Весьма эффективный, сильный удар

Секрет «механизма» ударов в бадминтоне

Характернейшая черта бадминтона — это многообразие, буквально каскад ударов, выполняемых из различных исходных позиций. Чем лучше усвоены эти удары, тем они точнее и тем, естественно, больше вероятность осуществить свой замысел

Давайте поразмыслим, от чего зависит качество удара? Конечно же, от многих факторов. Если бадминтонист, скажем, не умеет свободно и быстро передвигаться по площадке, то и удары у него не пойдут. А если бадминтонист не очень-то подготовлен физически, то едва ли у него будут получаться полноценные удары. Не хватит, что называется, запала на протяжении всей игры с большой скоростью неудержимо рваться к волану И атаковать, атаковать!

Зачастую говорят: «Этот спортсмен техничен». Такая скупая, даже несколько прозаичная характеристика между тем говорит о многом. И прежде всего о том, что спортсмен умеет легко и непринужденно выполнять самые сложные приемы. Ведь бадминтон в хорошем исполнении весьма многообразен. И далеко не однозначен, не стандартен по своим усилиям. Когда, скажем, проводишь удары на сетку, то требуется тонкое мышечное чувство, незаурядная расчетливость. А вот когда бьешь смеш, мощный удар над головой, то требуется немалая своего рода взрывная физическая сила. Чтобы так действовать, необходимо безукоризненно овладеть техникой игры.

Как тут не вспомнить неоднократного чемпиона страны минчанина Анатолия Скрипко. Будучи десятиклассником, он в 1969 году приобщился к бадминтону. Толя был физически крепче других ребят. Многие думали, что он будет подавлять своих соперников силой. Но Скрипко прельстило кропотливое постижение тонкостей игры. Когда паренек проводил свои первые поединки, казалось, что он будто сдерживает себя. Редко проводит сильные удары. Все больше старается разыграть волан. Вначале

Скрипко проигрывал многим сверстникам. Однако постепенно, когда он овладел разносторонними навыками игры, стал пускать в ход такой удар, как смеш. Поскольку сильные удары были старательно отшлифованы, сочетались с хитроумными маневрами, Скрипко все чаще выигрывал. Давайте вспомним, как шел рост этого трудолюбивого спортсмена на чемпионатах страны. 1971 г. — 22-е место, 1972-й — 9-е место, 1973-й — 5-е, 1974-й — 3-е и, наконец, 1975 г. — 1-е место. С тех пор Анатолий Скрипко еще пять раз становился чемпионом СССР в одиночных состязаниях и один раз — в смешанных. Дважды - в 1980 и 1982 годах Анатолий Скрипко входил на чемпионатах Европы в восьмерку сильнейших.

Но, говоря о технике бадминтона, следует подчеркнуть, что это отнюдь не что-то застывшее. И, разумеется, не какой-то стандарт, раз и навсегда установленный. Говорят, стиль — это человек с его индивидуальными особенностями. Так сказать, со своим почерком, не похожим ни на какой другой. Так и техника того или иного спортсмена во многом индивидуальна. У каждого мастера — свой почерк.

— В бадминтоне наших дней, — говорит знаменитый английский игрок Дерек Телбот, — различают приверженцев двух стилей: силового и комбинационного. Первых отличают мощные, пушечные удары, вторых — умение запутать соперника многоходовой комбинацией, а затем неожиданно завершить ее. Наиболее яркие представители этих двух стилей — датчанин Свен При и индонезиец Руди Хартоно. Пять раз встречались в финале Уимблдонского турнира эти выдающиеся спортсмены, но лишь один раз мощные удары Свена При разрушили комбинации Руди Хартоно.

В комбинационном стиле действуют такие сильнейшие игроки, как датчанин Мартин Фрост Хансен, индиец Пракаш Падаконе. А вот, скажем, индонезиец Кинг предпочитает игру в более силовой, напористой манере.

Среди наших мастеров имеются тоже представители различных стилей. Силовая манера отличает многократных чемпионов страны Константина Вавилова, Николая Пешехонова, Виктора Швачко. Ближе к силовому стиль игры Виталия Шмакова (Горький), Сергея Корсунского (Днепропетровск), Вардитер Погосян (Ереван).

А вот, скажем, Анатолий Скрипко (Минск), Светлана Белясова (Могилев), Алла Продан, Татьяна Литвиненко (обе — Днепропетровск), Ольга Ковалева и Олег Окунев (оба — Москва) стремятся вести игру более комбинационно.