Бадминтон
настольный теннис
О настольном теннисе
Инвентарь для игры
Основные правила игры
Хватка ракетки
Упражнения
Нападающие удары
Особенности игры хваткой «пером»
Защитные удары
Промежуточные удары
Подачи
Контратакующие удары
Удары с обманными движениями
Укороченный удар
Удар топ-спин
Защита способом «свеча»
Передвижения теннисиста
Тактика игры
Парные игры
Морально-волевая подготовка
Физическая подготовка теннисиста
Тренировка
Подвижные игры
Подготовка спортсменов-разрядников
Советы игроку
Организация и проведение соревнований

Тренировка начинающего спортсмена


Хотя многие из любителей настольного тенниса занимаются в спортивных секциях под руководством тренера или инструктора-общественника, большинство теннисистов начинает знакомство с теннисом самостоятельно — во дворах, парках, пионерских лагерях, учебных заведениях, на фабриках, заводах. Данное пособие должно помочь начинающим спортсменам овладеть основами мастерства теннисиста.

Прежде всего необходимо с помощью совета коллектива физкультуры организовать секцию, подыскать соответствующее помещение и инвентарь. Однако создать спортивную секцию удается не всегда, т. к. для ее работы нужно достаточно большое помещение и не менее 2—3 теннисных столов. Не всегда можно найти и тренера для руководства работой секции. На практике чаще бывает, что во дворе, в школе, колхозе, цехе имеется лишь один теннисный стол. В таком случае роль тренера или старшего группы может взять на себя тот, кто уже знаком с основными приемами игры.

С чего же начинать обучение теннису на столе, в какой последовательности осваивать технические приемы, удары?

Научившись простейшим упражнениям с мячом и ракеткой (раздел «Техника игры»), теннисист-новичок приступает к изучению нападающих и защитных ударов. К этому времени он должен окончательно выбрать, какой хваткой ракетки он будет играть. Ракетку следует всегда держать плотно, но не слишком крепко, пальцы не сжимать.

Спортсменам, решившим держать ракетку горизонтальным способом, можно посоветовать следующее: играющему жесткой ракеткой лучше вначале освоить защитные удары, а играющему «сэндвичем» — нападающие удары.

Одни тренеры рекомендуют начинать изучение технических приемов настольного тенниса с ударов слева, другие — с ударов справа. Трудно сказать, кто из них прав, однако теннисистам, играющим «пером», на первом этапе спортивного пути следует отдать предпочтение нападающему удару справа. Затем наряду с дальнейшим совершенствованием этого удара изучается «накат» слева.

На первых учебно-тренировочных занятиях больше времени и внимания уделяется изучению «накатов» и «подрезок» справа и слева в неигровой обстановке, без стола. Имитационные упражнения, как называют эти удары по воображаемому мячу, имеют большое значение в начальной подготовке теннисиста. Особенно эффективны имитационные упражнения у зеркала, которые помогают теннисисту в стадии изучения элементов техники и в период совершенствования техники. Многие спортсмены имитационные упражнения включают в специальную домашнюю тренировку и утреннюю зарядку.

Разучив с помощью ударов по воображаемому мячу «накаты» и «подрезки», приступают к их изучению, тренировке у стола с партнером. Одновременно совершенствуются нападающие удары у тренировочной стенки и защитные удары на полу у стенки.

Если по каким-то причинам у новичка не получается тот или иной удар, тренер может исправить ошибку, ведя руку игрока с ракеткой от начала до конца удара. Это позволит спортсмену лучше понять структуру удара, прочувствовать движение руки во всех суставах при ударе.

На начальный период обучения необходимо обратить особое внимание, т. к. здесь закладывается фундамент спортивной техники. Неправильный удар зачастую исправить значительно труднее, чем разучить новый технический прием.

Многие тренеры (различных видов спорта) убедились, что с самого начала знакомства с основами спортивной техники целесообразнее изучать сразу 2—3 технических приема, т. к. однообразные движения, длительное сохранение однообразных положений тела при изучении только одного удара быстро утомляют начинающего спортсмена.

В первый комплекс одновременного обучения настольному теннису можно, например, включить такие приемы: нападающий удар справа, удары толчком справа и слева, подача толчком справа.

Перед тем как начать тренировку у стола «накатов» и «подрезок» справа и слева, следует по 10—15 минут уделить игре простыми плоскими ударами толчком справа и слева. Для этого игровая поверхность стола делится на две части — правую и левую. Чтобы игрок мог отдельно опробовать выполнение каждого удара, мячи посылаются поочередно в правую, а затем в левую части стола. В это же время изучается простейшая плоская подача толчком справа.

В дальнейшем необходимо научиться направлять мяч этими ударами в определенную точку стола: вправо, влево, в центр стола, близко к сетке, ближе к задней линии стола. Одновременно спортсмены знакомятся с основными правилами игры.

На каждом учебно-тренировочном занятии спортсмен должен приобретать что-то новое, усиливать свою техническую и физическую подготовку.

Еще один совет: тренируясь, уделяйте ударам справа и слева равноценное внимание. Слабый свой удар (как уже отмечалось, у большинства начинающих спортсменов — это удар слева) необходимо тренировать больше.

Учебно-тренировочные занятия в этом периоде подготовки теннисистов строятся примерно так.

I. Подготовительная часть 15 мин.

Ходьба обычная, ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег обычный, бег с высоким подниманием бедра, бег скрестным шагом, бег приставными шагами правым боком вперед, левым боком вперед. Обычный бег — 400— 500 метров.

Общеразвивающие упражнения. 12—14 упражнений для различных групп мышц.

II. Основная часть 1 час 10 мин.

1. Тренировка «подрезок» справа и слева, стоя в ближней зоне 10 мин.

Оба спортсмена выполняют «подрезки» справа и слева в различные точки стола.

Одновременно тренируются подачи справа и слева с нижним вращением.

2. Выполнение «наката» справа по «подрезке». Защита справа «подрезками».

Один из игроков 10 минут нападает «накатами» справа по диагонали, партнер отвечает ему также по диагонали «подрезкой» справа. Затем на 10 минут партнеры меняются заданиями.

3. Выполнение «наката» слева по «подрезке». Защита слева «подрезками» 20 мин.

Упражнение выполняется, как и предыдущее, по диагонали стола слева налево.

4. Игра «Крутиловка» для 3—4 человек 10 мин.

Все удары выполняются только «подрезками» справа и слева. Игрок после 10 ошибок из игры выбывает. Игра проводится 2 раза: первый раз все играющие передвигаются вокруг стола в направлении часовой стрелки, второй раз — против часовой стрелки.

Подробно правила этой игры изложены в разделе «Подвижные игры».

5. Индивидуальная тренировка (без партнера) 10 мин. Изучение подач, совершенствование нападающих ударов справа и слева у тренировочной стенки.

III.Заключительная часть 5 мин.

Подведение итогов тренировки. Анализ ошибок.

В последующих тренировочных занятиях защитные и нападающие удары выполняются не только по диагонали стола, но и в другие части стола, особенно обращается внимание на удары по прямой и в центр стола. Изучаются подачи с различными вращениями, удары с обманными движениями, контратакующие удары, «топ-спины». В каждую тренировку включаются имитационные упражнения, игра неигровой рукой. По мере изучения того или иного удара в занятия следует включать новые элементы техники, продолжая шлифовку уже разученных приемов игры.

В этот период обучения можно воспользоваться следующим комплексом упражнений:

Разминка 15 мин.

Осповная часть 70 мин.

1. Тренировка «накатов» справа по диагонали и по прямой, выполнение «подрезки» справа и слева 20 мин.

Один из игроков 10 минут атакует справа, второй, защищаясь попеременно справа и слева, направляет все мячи в правый угол партнера.

Следующие 10 минут спортсмены тренируются, поменявшись заданиями.

2. Тренировка «накатов» слева по диагонали и по прямой, выполнение «подрезки» справа и слева 20 мин.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему.

3. Совершенствование контрударов слева по диагонали 10 мин.

4. Совершенствование контрударов справа по диагонали 10 мин.

5. Игра на счет неигровой рукой 10 мин.

Спортсмены играют две партии. В первой партии все удары отражают только «подрезками», во второй удары наносятся произвольно.

Круговая тренировка — включить 8—10 упражнений, в том числе 3—4 имитирующих нападающие и защитные удары 5 мин.

Упражнения разминки и основной части тренировки периодически меняются.

Нередко в группе самостоятельно тренирующихся спортсменов вся тренировка сводится к игре на счет «с выбыванием» после первой проигранной партии. Хочется предостеречь молодых теннисистов от такого чрезмерного увлечения игрой на счет, т. к. обычно в этих играх спортсмены стараются использовать свои сильные стороны и почти не применяют удары, которые у них ненадежны, недостаточно отработаны. В результате выполнение этих ударов становится еще более неуверенным.

После нескольких занятий становится заметно, что одни спортсмены лучше усваивают нападающие удары, другим легче даются защитные действия. Эти способности нужно развивать и в дальнейшем, т. к. в каждой команде, секции или группе должны быть игроки различных стилей и направлений, что позволит им всем успешнее готовиться к соревнованиям, где придется встречаться с различными соперниками.

Теннисист не должен забывать о своей физической подготовке.

Ежедневная утренняя гимнастика, легкая атлетика, футбол, баскетбол, бадминтон, элементы гимнастики и акробатики, лыжный и конькобежный спорт, хоккей, плавание, имитационные упражнения с передвижениями — вот основные средства общей и специальной физической подготовки, рекомендуемые теннисисту на этом этапе спортивного пути.

Большую пользу приносит включение подвижных игр и в учебно-тренировочные занятия детских секций и групп ДЮСШ. Особенно эффективны игры и эстафеты с применением элементов настольного тенниса. Такие тренировки проходят гораздо интереснее, учебный материал усваивается лучше. Подвижным играм (правила рекомендуемых игр даются в следующем разделе) можно уделять до 20—30% тренировочного времени начинающих спортсменов.